Примерное время чтения: 7 минут
1202

Султан Мерешков: «Ни один народ не учит своих детей дурному»

АиФ-СК №27 04/07/2012
Фото: АИФ

Два года назад на первых «Кавказских играх» в Хабезе я познакомилась с Султаном Мерешковым. Высокий седой мужчина рассказывал о старинных, забытых уже народных забавах, донесенных из глубины веков мудростью поколений.

Он мечтал тогда издать книгу, собранную по крупицам - игры предков, скороговорки и считалки. К 20-летию республики «Ингушские игры» вышли в свет. Считаем и себя причастными к этому событию – мы первыми в округе рассказали об авторе и его работе. Сегодня Султан Алаудинович – наш гость.

Абракадабра или тайный код?

- Современные детки незнакомы ни с Кларой и её кораллами, ни с Эниками-Бениками, игры, популярные у наших прадедов, забыты. Что мы теряем с уходом этого пласта национальной культуры?
- У каждой эпохи свои игры. Игровое начало присутствует во многих моментах, на них выстроены и жизненно важные ситуации, не зря же говорят – с тем или иным предметом, событием, обстоятельством играть нельзя.
Игра - не только детская привилегия. Она есть народная интерпретация происходящего вокруг, развития общества, культуры. И народная педагогика. Школ-то не было, а подрастающее поколение необходимо было развивать, учить, готовить к суровым жизненным испытаниям. «Где медведь проскользнул, там я проскользну, где я проскользнул, там медведь не проскользнёт» - эта ингушская поговорка-скороговорка сложилась, как видно, из практики. В детских считалках много непонятных нам сегодня слов – абракадабра получается. Вышедшие из обихода выражения, забытые слова, может, они и изначально выполняли роль определённого шифра? Или табу – за одним словом пряталось другое, произносить которое вслух нельзя. Идентификация – она для всех культур одинакова. Подвижные игры, развитие навыков, смекалки, упорства. Закладывался соревновательный дух, оттачивались воспитательные моменты, указывались нравственные ориентиры. Ни один народ в мире не стремится научить своих детей чему-то плохому. За соблюдением правил строго следили старейшины, подвох и обман исключались, иначе – осуждение и позор. И игры во многом схожи. Возьмите кости – такая игра есть у всех практически народов, занимавшихся разведением скота. Чика, бука, така – так по-русски звучат названия сторон альчика (игральной кости). У ингушей – ча, фур, тов, горч.
Старики-наставники учили молодых ингушей скалолазанию – была удобная обувь из сыромятной кожи с плетёной подошвой, чтоб охотник мог неслышно передвигаться в горах за добычей. Красивая русская игра «городки» развивала внимание, собранность, меткость, глазомер - хороший сруб без точных расчётов не поставишь, человеческий глаз работал как измерительные приборы, коих сегодня множество, а толку… Свои «городки» есть и у ингушей - в игре тяльг правила отличаются, но игра явно аналогичная.

Одно развиваем, другое уничтожаем…

- В игре скрыт характер народа?
- Не стал бы с уверенностью об этом говорить, характер не всегда можно с лёгкостью прочитать, иной раз и съев пуд соли, человека не узнаешь, а тут – целый народ. Главное – игра была ориентирована на достижение победного результата честным путём. Народная мудрость – она благородство воспевала всегда. Ингуши говорят: «Ты не есть сказать, ты есть слушать. Когда-то и ты будешь говорить, а пока молчи, слово – старшим и мудрым».
Сегодня игр и игрушек множество, но далеко не все они закладывают позитивный фундамент. Я не призываю вернуться к играм предков, время идёт, архаичное уходит. Задача моей книги – рассказать о традициях, сложенных не на пустом месте. На вековом опыте. Это попытка сохранить культуру народа, а игры – её часть. Кое-что из прежних игр я бы всё-таки вернул – те же «чёртовы путы», что не смог расплести на «Кавказских играх» Александр Хлопонин. Это не просто игра на логику, хорошая тренировка.
У нашего классика Идриса Базоркина описаны подвижные игры. Они очень важны для детей, а сегодня ребятня просиживает за компьютером дни напролёт. Едва говорит, а уже по клавишам щёлкает. Есть ли здесь повод для умиления? Я против компьютерных забав. Нужно разумное сочетание: движение – жизнь, а не путь к гиподинамии. Одно развиваем, другое уничтожаем. Все лекарства мира не заменят движения - без физкультуры нельзя никак. В прошлом игры развивали те навыки, что позволяли человеку выжить – в Средней Азии на сабантуй до сих пор устраивают скачки – юноши и девушки пытаются выбить друг друга из седла подушкой. Кочевнику нужно было крепко держаться на коне. Сегодня всё компьютеризируется, но есть и развивающие игры – конструкторы, мозаика, что несравнимо полезнее интернет-забав.
А наши пращуры приучали детей и к посильному труду – собирать фасоль, точить колья для забора, чистить кукурузу, расчёсывать шерсть. На домашних ткацких станках была такая операция, как продевание ниточек. Загрубевшие от работы руки женщин с ней не справлялись, её выполняли тонкие девичьи пальцы. И была такая игра у девочек – в 5 камушков, развивающая моторику кисти. И главная, пожалуй, игра девочек всего мира – дочки-матери…
- Да, сегодня у девочек это непопулярное развлечение. Видимо, потому и отдельные матери у нас не отличаются чадолюбием. А пришедшие на смену правилам справедливости и честной борьбы компьютерные стрелялки взращивают равнодушное отношение и к людям…
- Так было не всегда. Хорошо помню 1978 год. Пришла телеграмма – брат тяжело болен. Все мысли были о том, чтоб скорее добраться в ту больницу. В спешке не взял никаких документов, рванул на перекладных из Ингушетии в Казахстан. Ехал от станции до станции, пересадка за пересадкой. В Оренбурге нужный мне поезд уже отправлялся, а я только из другого состава вышел. Это был мой финальный перегон, обидно было почти у цели прождать 2 дня следующего поезда. Подошёл к справочной, рассказал о своей ситуации. Пожилая женщина, только что объявившая отправление, сразу попросила задержать состав. Схватила меня за руку – и бегом к поезду. Быстрее меня бежала, сказала у вагона, чтоб не брали ни копейки и довезли до нужной станции. А я даже спросить не успел, как её зовут, но помню её участие, её доброту. Пробыл месяц у брата и отправился назад.
- Представить, что сегодня парень с Кавказа без документов куда-то едет – фантастика. Да и люди – неравнодушие в наши дни возможно?
- Тогда можно было подойти к милиционеру, и он решал любые вопросы, чётко отвечал, подсказывал, как быть. И все же, уверен, настоящие люди всегда остаются людьми. Отзывчивые, щедрые душой есть и сейчас. Иначе – как жить? Да, отовсюду много негатива, пресса несёт чаще безрадостные вести. Но нам надо СЛУШАТЬ не только плохое, бесчеловечное, отвратительное. СЛЫШАТЬ то доброе, что есть в жизни, то хорошее, что есть вокруг нас. Когда я узнаю, что помогли больному ребёнку или людям в возрасте, что состоятельный человек купил квартиру многодетной семье – радуюсь душой. Это значит, что есть люди, живущие не только для себя. Я благодарен таким людям, а их немало!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах