Ровно месяц назад, 22 марта 2011 года, Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт получил назначение возглавить новую епархию, одну из трех, образованных в границах Ставропольской и Владикавказской. О том, что уже удалось сделать за этот весьма скромный срок, незадолго до этой даты Владыка рассказал в эксклюзивном интервью еженедельнику «Аргументы и факты – Северный Кавказ». Беседа состоялась в Свято-Георгиевском женском монастыре, настоятельница которого матушка Варвара в тот день была возведена в сан Игуменьи, а торжественную службу в честь этого события провел епископ Феофилакт.
- Ваше преосвященство, почему только спустя 5 лет настоятельница получила сан?
- Сан игумена или игуменьи существовал в Русской Православной Церкви не так долго. А исторически – и теперь мы вернулись к традиции – игумен или игуменья, это наименовании должности настоятеля или настоятельницы монастыря. По определению Освященного Архиерейского Собора, прошедшего в Москве 1-4 апреля 2011 осуществляется упорядочение этой практики.
Во имя мирного жительства
- Весь месяц Вы знакомились со своей вотчиной, каковы были ожидания от этих поездок и оправдались ли они?
- В большей степени я с епархией знаком, знаком с людьми, которые здесь служат. Официальные визиты в качестве управляющего епархией были не только для ознакомления. Это и установление контакта с властями, и налаживание отношений с лидерами мусульман. Было несколько встреч с молодежью, преподавателями вузов, представителями общественных организаций во всех трех субъектах, входящих в границы новообразованной епархии – на Ставрополье, в КЧР и КБР. От всех поездок жду продолжения нашей активной работы, глубокого и плотного взаимодействия, надеюсь, что обрел новых помощников и новых друзей. Жду новых вопросов, которые будут поставлены передо мной как перед управляющим епархией со стороны общественности, прихожан храмов и жителей регионов, тех вопросов, разрешение которых способствовало бы укреплению межконфессионального и межнационального мира в нашем регионе, укреплению традиций, содружества, мирного жительства представителей разных традиций и культур.
- Насколько непросто будет выстраивать работу в республиках, где население - представители разных культуры, разных конфесий?
- Знаете, если присутствие людей другой национальной и религиозной принадлежности, воспринимать как проблему, тогда вообще невозможно нормально жить. К счастью, это не так. Православные и мусульмане живут на Кавказе бок о бок уже сотни и сотни лет. И сегодня мы продолжаем ту жизнь, что в этих регионах испокон века сохранялась - жизнь православных общин и православных людей. На территории и Кабардино-Балкарии, и Карачаево-Черкесии большое количество православных храмов, общин, монастырей. Уже само их наличие говорит о том, что мы можем находить общий язык.
- От образования епархий, в частности той, что возглавляете Вы, люди и власти ждут возвращения и сохранения русскоязычного населения в регионах округа. Какой Вы сами видите эту тему и согласны ли с такой постановкой вопроса?
- Такие ожидания обоснованны. Церковь всегда являлась институтом собирающим и сохраняющим людей не только в своем культурном пространстве, но в своем территориальном нахождении. Ожидание от церкви изменений оправданы ее историческим присутствием здесь. Что для этого необходимо сделать? На мой взгляд, помимо государственных программ, направленных на возможность создавать здесь новые рабочие места, свободно обучаться своей традиции, своей культуре посредством открытия в том числе, кадетских корпусов, путем поддержки деятельности воскресных школ, образовательных учреждений, в том числе и православного содержания, очень важно понимать, что человек плодоносит, когда имеет корень. Мы должны со всей ответственностью задумываться о своей приверженности, привязанности к корням. Нередко, поддаваясь всеобщему настроению выгоды или какого-то страха, человек перебирается из одного места проживания в другое. Что происходит сегодня – мы часто говорим, что важным для человека является потребление, некое удобство, некие условия, некая глянцевость. Эта глянцевость постоянно навязывается не только жителю СКФО, но и всей России. Стремление к призрачной сладкой богатой жизни и влечет этими фантиками молодых людей. Они оставляют свои коренные дома, свои села, города и едут покорить столицу и получить все то, что манит с экранов ТВ и ярких страниц журналов. И это проблема сегодня. Обнищание деревни, урбанизация – глобальный вопрос в целом для нашего Отечества. Не думаю, что смогу решить его, но церковь всегда являлась тем институтом, который прививал человеку деятельную любовь к своей земле посредством связи со своими корнями. А этими корнями являются могилы наших предков, наши святые храмы, где из поколения в поколение принимали крещение, венчались, получали первые таинства. Это связь с теми своими духовными корнями, которые здесь были привиты. И я совершенно убежден, что если мы будем не только говорить об этом, а реально поддерживать деятельность православных общин, тех инициатив, что есть в наших общинах, в том числе и по открытию реабилитационных центров для наркозависимых и алкоголиков. Поддержка такого рода проектов станет еще одним шагом, чтобы человека укрепить в своих здесь корнях. В епархии есть и православная гимназия, и православный детский сад. И подобного рода образовательные учреждения мы намерены открывать, потому что в них есть реальная потребность. В том числе и в кадетских корпусах.
- Вы можете в цифрах оценить эту потребность? И раз уж речь зашла о статистике, сколько православных верующих в епархии?
- Вы знаете, что такая статистика не ведется. Если судить по результатам переписи и социологическим опросам, то в Пятигорской и Черкесской епархии живет несколько сот тысяч православных христиан. При этом, есть населенные пункты, где один храм приходится на 500-600 верующих, а где-то – на 10, а то и 20 тысяч. Особенно это наглядно видно в дни церковных праздников. Что касается кадетских корпусов, вопрос об их создании на территории КБР и КЧР еще обсуждается. Сегодня мы подробно изучаем потребность в этом, в том числе, общаясь с атаманами казачьих общин, атаманами Терского казачьего войска по всей территории епархии. Они в один голос твердят, что такие корпуса им очень нужны - дабы воспитывать своих детей в казачьих традициях. И в необходимости подобных учебных заведений нет никаких сомнений. Сегодня уже ведется работа по созданию кадетского корпуса на территории Кисловодска. Но одного этого корпуса будет явно недостаточно. И атаманы, и общественность просят инициировать и поддерживать создание таких корпусов. Что до статистики, я не отношусь к людям, которые сразу говорят, сколько и чего нужно. Пока пристально изучаю ситуацию, общаюсь с людьми, составляю цельную картину. И тогда назовут числительное. Я же только 30 дней нахожусь здесь…
Туризм, безопасность, религия
- Регион у нас неспокойный, туристы не сказать, что чересчур активно жалуют эти места. Да и на духовных лиц случаются нападения, на храмы…
- Здесь нападения на священнослужителей совершаются не больше, чем в любой другой части страны. Так же горят храмы в Смоленской области. Мы очень часто живем в состоянии разного рода фобий. И эти фобии настолько глубоко проникают в нас, что человек, лишенный внутренней духовной силы, очень быстро поддается этой боязни. Ведь если на проблему шире посмотреть, то вопрос страха достаточно серьезен в нашем обществе. Именно этот вопрос порождает, в том числе, и огромное количество заболеваний. Когда люди боятся остаться одинокими, непонятыми, не найти свою половину, воплощение своих идей, все эти страхи распространяются на любое пространство жизни. Я не боюсь жить на Кавказе. Людей злой человеческой воли, к большому сожалению, достаточно везде. Нельзя сказать, что где-то их больше, где-то меньше. Другое дело, если эта злая человеческая воля начинает действовать тогда, когда я из своего страха не начинаю препятствовать этому. Ведь именно наш страх дает силу злу. Может быть, парадоксально эти слова прозвучат, но от меня часто ждут неких политических оценок, но я не политик, я человек верующий. И скажу как верующий человек – в Евангелии очень часто Христос повторяет: «Не бойтесь». Что значит: станьте смелыми и противодействуйте всякому злу. А бояться – не давать свету проникнуть в свой дом. Не открывать двери и окна. Так ты и будешь сидеть в темной комнате, пораженный своим страхом и он, в конце концов, полностью тобой завладеет. Думаю, что самой главной мерой безопасности на Кавказе должно быть дружелюбие, совершенно открытый, откровенный и искренний диалог. А самый действенный способ безопасной жизни здесь, я думаю - твоя собственная вера, жизнь, основанная на убеждении в твоей собственной вере. Это самое реальное для собственной безопасности.
- А как привлечь сюда туристов? Существующий во всем мире туризм религиозный здесь не развит совершенно, впрочем, как и любой другой.
- Для этого необходимо создавать инфраструктуру. Гостиницы, транспорт, сервис и т.д. Очень важны условия пребывания здесь туристов и паломников. Ведь сегодня верующие люди приезжают, в том числе и в древние аланские храмы, не оглядываясь на вопросы, безопасно это или нет. Люди, увлеченные спортом, приезжают на горнолыжные курорты. И поправляют свое здоровье. И находят друзей, и спокойно живут. Конечно, есть те, кто намеренно противодействует этому. Но это задача правоохранительных органов – пресекать всякого рода действия бандформирований и просто откровенных преступников. А наша задача - помогать друг другу сделать доступными эти святые места. В том числе и древнейшие аланские храмы в Нижнем Архызе, являющиеся памятниками не только региона, а достоянием всей страны. Они относятся к началу Х века нашей эры, это одни из самых ранних христианских построек на территории нашего государства. Мы говорили об этом и с Исмаил-Хаджи Бердиевым, и с президентом КЧР, и с общественностью. Никого не должно смущать, что в этих храмах люди совершают молитвы. Именно богослужение в храме и будет являться самым ярким убеждением безопасности нахождения здесь. На сегодня только в одном из трех аланских храмов на территории КЧР периодически проходят службы, а в реставрационных работах нуждаются все три. Мы обсуждаем сегодня, что потребуется для восстановления этих древних святынь в своем историческом величии. В первую очередь, объединение усилий и воля общества, людей, занимающихся исторической, культурной деятельностью на территории республик. Храмы нуждаются в проведении ряда исторических, научно-изыскательских работ. На это требуются не только колоссальные средства, но и редкие специалисты, которых сложно найти в нашем регионе. Речь идет не о ремонтных работах, а о профессиональной научной реставрации. Наша общая задача подумать, каким образом искать и привлекать средства на такую серьезную задачу. Слава Богу, есть люди, поддерживающие нашу церковную инициативу. Я верю - в самое ближайшее время в этих древнейших храмах начнется реставрация. Мы составляем специальную программу, в чем принимает участие и руководство страны, что делать для сохранения памятников и возможности вписать их в развитие паломничества на Северном Кавказе.
- Известны факты, когда русские люди принимают ислам и затем жестко используются экстремистами как смертники….
- Вы должны понимать, что это не относится к религиозной традиции. Речь об экстремистах, ничего общего не имеющих с религией вообще. Люди, подвергающие опасности свою собственную жизнь или жизнь других людей, не являются людьми религиозными, не являются людьми верующими. Вообще. Потому говорить об экстремистах и о верующих людях в одной канве совершенно несправедливо и неправильно. Это НЕ верующие люди. Совершенно НЕ религиозные. И свидетельство тому – их шаг, который уносит жизни людей и их собственную. И другого мнения здесь быть не может. А что касается конфессионального выбора – человек по определению своему свободен. Свободен и в выборе религии.
- И подчас пользуется этим, принимая другую веру, в том числе и христианство, и ислам, и буддизм, и иудаизм?
- Такие случаи происходят. Это может быть заключение брака, выезд на жительство в другую страну, где существует регламент исповедования определенной конфесии. И люди вынуждены идти на такой шаг. Но такие случаи единичны. Они происходили всегда и происходят сегодня. Но говорить об этом, как о явлении, совершенно не приходится. Меня удивляет, что подобного рода факты выносятся на широкое обсуждение именно как явление и благодаря широкому шуму создается впечатление массовости. В православных храмах принимают крещение люди разных национальностей и мы никогда не спрашиваем, к какой культуре они относятся. Хотя по внешнему виду можно предположить, что к разным. Есть представители самых разных национальностей и среди священнослужителей нашей церкви. Немало людей совершенно разных национальных традиций, уверовавших во Христа и ставших христианами. Сегодня крайне важно сохранять наши собственные корни. А для того, чтобы человек имел возможность, в том числе и путем свободного выбора, следовать той или иной религиозной традиции, он должен иметь достаточное образование. И в области культурологии, и истории, и национальных традиций. Такое образование должно быть доступным и начинаться как можно раньше, со школьной скамьи. Тогда человек, имеющий широкое, основанное на исторических фактах и на традициях представление, в том числе и о религиозных культурах, может делать свой выбор. В школах сегодня преподаются «Основы религиозной культуры и светской этики» - эффективный курс, на мой взгляд. Это не религиозное образование, хотел бы подчеркнуть, а культурологическое. А это имеет очень серьезную большую разницу. Такое культурологическое образование крайне важно для любого, относящего себя к разумному человеку.
Есть люди, пытающиеся спекулировать на этой тематике, вводя в заблуждение людей, якобы церковь или мечеть занимаются религиозным образованием, что не является действительностью. Это культурологическое образование.
- В тему сохранения традиций: в Ессентуках развернулась некрасивая история, связанная с мемориальным знаком казакам - полным Георгиевским кавалерам. Памятную доску первоначально надеялись установить в храме – согласно существующей традиции, рядом с теми четырьмя досками, размещенными здесь в честь героев Русско-турецкой и японской войн. Но не случилось… А власти опираются на некое постановление местных законотворцев, что позволило запретить установку мемориальной доски. Не знаю всех подводных кулуарных течений, но проблема, как мне кажется, надуманная…
- Возможно и есть здесь какая-то неизвестная нам подоплека, потому что, к большому сожалению, добрые хорошие идеи нередко становятся разменной монетой в политической игре. Но, так или иначе, все мы должны жить по закону. Любой вопрос – в том числе и названный вами - может и должен решиться исключительно в рамках действующего российского законодательства. Если инициатор установки мемориального знака действовал в соответствие с законом, не вижу препятствий в реализации этой инициативы. А если правы городские власти, что тогда?
- Через несколько дней – Светлая Пасха. Как православным вести себя перед праздником и как разговеться после поста?
- Последняя неделя перед Пасхой – особая. Самым ярким и самым важным является, конечно, глубокая молитва человека. Воздержание. Пост – это значит не только, что я чего-то не ем. Когда я замечаю других, кто нуждается во мне. Страстная неделя должна пройти в особом внимании к тем людям, нуждающимся в моей поддержке. Да просто навести порядок в доме, помочь подготовиться к Светлому празднику Пасхи. Чтоб мое участие в жизни этих людей стало для них пасхальной радостью. А день Пасхи – это день торжественной праздничной молитвы и разговения в кругу своей семьи, тех людей, кто близок по крови и по духу. И по соседству.
- Где вы будете в праздник Пасхи и что будет на вашем архиерейском столе?
- Буду совершать торжественное богослужение в Пятигорске, в Свято-Михайловском кафедральном соборе. А на столе будет традиционная пасхальная трапеза, которая благословляется в этот день. Мы будем разговляться яйцами, молоком, сыром. Те, кто вкушают мясо в этот день, будут вкушать мясо.
Всех жителей нашей епархии поздравляю с праздником Воскресения Христова! Молитвенно желаю вам хранить любовь, созидать мир, укреплять веру и надежду. Будем заботиться друг о друге, и обо всех, кто нуждается в помощи и поддержке. И не будем боязливы, помня и зная, что Господь с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).