Дом народного творчества Ингушетии составил национальный календарь. Информацию для него сотрудники учреждения собирали из всех доступных источников, включая работы местных этнографов. Полученные данные специалисты обработали и систематизировали. Ингушский календарь не совпадает с григорианским. Пока что он доступен в электронном варианте. Позже появится печатный.
«Долгое время неделя у ингушей состояла из пяти дней, - рассказывает этнограф Танзила Дзаурова. - Названия, соответствующие числам от одного до пяти, сохранились частично. Их удалось сберечь бацбийцам - представителям родственного чеченцам и ингушам народа».
Как и у других народов мира, ингушский календарь состоял из 12 месяцев. Но из-за короткой недели год заканчивался всегда в пятницу, в нашем летоисчислении это было 21 декабря. 22-25 декабря ингуши отмечали дни зимнего солнцестояния. Новый год начинался в понедельник, 26 декабря.
«В високосные годы было по две пятницы. В народе сохранилось связанное с этим выражение. Если вам надоедают и просят что-то сделать, а вы этого не хотите, можете ответить: «Когда две пятницы вместе придут», - делится Дзаурова.
По её словам, названия месяцев зависели от того, какими работами в это время занимались жители Ингушетии. Земледельцы, охотники и жрецы могли называть один и тот же месяц по-разному. Количество дней в них не соответствовало григорианскому календарю. Некоторые месяцы могли захватывать по половине общепринятых или длиться по 40 дней.
Таким был месяц с названием «ради солнца», который охватывал февраль и часть марта. В этот период предписывался пост в солнечное время суток, что объясняет название месяца.
«В одном из календарей январь назывался «месяцем белых птичек». Об этих священных пернатых говорилось в народных мифах. Считалось, что они принесли в наши края лес. В других версиях январь носил название «месяц священного дуба». Это время считалось наилучшим для заготовки строительной древесины, потому что сокодвижение останавливалось», - говорит этнограф.