В Ингушетии возрождают село Даттых. Благодаря многочисленным средневековым сооружениям и природным красотам оно может стать центром притяжения туристов. Об истории и достопримечательностях Даттыха - в материале «АиФ-СК».
Башни, крепости и склепы
На территории Даттыха и в его окрестностях находится не меньше сотни старинных архитектурных и археологических объектов. Они датируются X-XVIII веками.
«В Даттыхе и за его пределами можно увидеть сохранившиеся в разной степени жилые и боевые башни, руинированные погребальные комплексы в виде надземных, подземных и полуподземных склепов, среди которых известный науке каменно-ящичный средневековый даттыхский могильник», - рассказывает замруководителя археологического центра имени Евгения Крупнова Умалат Гадиев.
Сильно разрушены некоторые склепы и жилые башни - почти до основания стен. В более-менее хорошем состоянии сохранились жилая башня в черте поселения, строения архитектурных комплексов Эги-Чож и Юртите.
«Эги-Чожский комплекс был открыт и изучен ещё в советское время. Он построен в средневековье из местного строительного камня и состоит из нескольких укреплённых гнёзд, которые объединяют боевые, жилые и хозяйственные постройки. Верхние части некоторых боевых башен, к сожалению, не уцелели», - говорит археолог.
Крепость находится в самом узком месте ущелья реки Фортанги. Благодаря своему стратегическому расположению она надёжно охраняла ущелье от набегов с Севера. Большинство жителей Эги-Чожа покинули эту зону в основном в 1865 году, когда вайнахи переселялись в Турцию после упразднения Карабулакского участка Ингушского округа.
С 2001 года Эги-Чожский комплекс включён в республиканский реестр объектов культурного наследия и взят под охрану государства. Остальные памятники находятся на стадии оформления и регистрации. Ни на одном из них реставрационные работы ещё не проводились.
«Часть сооружений ещё возможно восстановить по материалам, оставшимся от исследователей, запечатлевших изначальный вид памятников. До недавнего времени реставрация объектов не проводились, и во многом из-за того, что Даттых и его окрестности являлись зонами регулярных КТО, а доступ в эти места был ограничен. В наши дни республиканские власти начали возрождать село, есть действующие программы восстановления.
Вполне возможно, что этот процесс затронет и архитектурные памятники», - надеется Гадиев.
Где скрывался Орджоникидзе?
Этнограф и историк Танзила Дзаурова рассказывает, что на территории села и в округе немало термальных, грязевых и соляных источников, только минеральных - более 30. Даттых окружают многовековые леса, где растут чинары, кавказские дубы, липы, груши, кизиловые и хвойные деревья. Славится село и своей плодородной землёй, там же получают один из вкуснейших в Ингушетии видов мёда.
«Это идеальное место, чтобы построить там курорт, например, серные бани, или обустроить детские лагеря и санатории - отбоя от туристов не было бы. Можно проводить экскурсии к комплексу Эги-Чож, к которому ведёт хорошо сохранившаяся с XIX века дорога для арб. Неплохо развился бы в Даттыхе и экотуризм, потому что там не было никаких загрязняющих производств», - утверждает Дзаурова.
По её словам, Даттых также известен тем, что в селе долгое время жил и скрывался от преследований грузинский революционер Серго Орджоникидзе. На одном из горных склонов, который снесло оползнем, располагалась небольшая пещерка. Туда он спускался на верёвке: пересиживал облавы и встречался с единомышленниками, чтобы обсудить план действий.
Добывали нефть и соль
История ингушского селения Даттых на левом берегу реки Фортанги началась в 1801 году. Оно считается родовым селом Булгучевых, Кориговых, Гандалоевых и Белхороевых, построивших там свои боевые башни.
Основным занятием для местных жителей в XIX века была добыча соли. В военных донесениях периода Кавказской войны упоминался даттыхский соляной источник. В частности, о нём докладывал командующий отдельным Кавказским корпусом Иван Паскевич-Эриванский по итогам военной экспедиции в горную Ингушетию.
Один из путешественников, посещавших село в начале XX века, рассказывал о том, как там добывают соль. Он описал соляной источник на берегу реки - колодец площадью до 1,5 кв. аршина и глубиной до двух аршинов, в который опущен дубовый сруб. Рассол там всегда держался на одном уровне, а питался колодец двумя бьющими со дна сильными ключами.
По словам Танзилы Дзауровой, в Даттыхе было немало солеварен, а местная соль пользовалась большим спросом. Её продавали по всей округе и увозили на продажу даже в Грузию. Обычно за соль по весу давали столько же продуктов.
Славился Даттых и своими нефтяными месторождениями. Ингуши называли эту горючую жидкость земляным маслом, а название самого села переводится как «масло».
«Нефть выступала прямо на поверхность. Жители села использовали её для светильников. По стоимости нефть тогда равнялась топлёному маслу. Поговаривают, что на изучение месторождений Даттыха приезжал известный учёный-химик Дмитрий Менделеев», - рассказывает этнограф.
Весной 1859 года царская администрация изгнала местных жителей, обвинив их в разбоях. На месте поселения появилась казачья станица Датыхская. В 1875 году в село начали переселяться горцы из Хамхинского и Цоринского обществ, которые арендовали царскую казённую землю.
После высылки вайнахов и упразднения Чечено-Ингушской АССР в 1944 году село называлось Ключевым до 1958 года.
Бежали от войны
«После начала первой чеченской кампании в селе Даттых стало неспокойно жить. Проводились спецоперации. Долгое время территория оставалась заминированной. Обезопасили её только в 2015 году», - говорит Танзила Дзаурова.
Опасаясь за себя и близких, жители Даттыха с 2000-х начали уезжать в более безопасные места, оставляя свои дома и нажитое имущество. Село постепенно пустело.
В 2009 году здесь закрыли начальную школу. В 2015 году свои дома оставили последние три семьи.
Они же первыми и вернулись на родину, когда власти Ингушетии решили восстановить и заселить пустовавшее более 20 лет село. Приехав весной 2020 года, они восстановили свои дома и уже отметили новоселье. Ещё одна семья сейчас строит себе новое жильё. Периодически приезжают и другие потомки прежних жителей села. Они занимаются животноводством и земледелием, разводят пчёл.
В селе уже есть все необходимые коммуникации - провели газ и воду, электричество. Построили насосную станцию мощностью 55 куб. м. в сутки и установили резервуар объёмом 100 кубометров. В следующем году появится асфальтовая дорога, которая свяжет село с соседними Галашками. Пока что селяне пользуются грейдерной дорогой.
В 2021 году также планируется построить фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, школу и детский сад.
Главой села с прошлого года стал Вахит Хайров. 20 лет назад он переехал с женой и сыном из Даттыха в станицу Нестеровскую.
«Я очень обрадовался, когда узнал, что можно вернуться. Большинство домов разрушены и непригодны для жилья, включая и наш. Поэтому после рабочего дня в сельской администрации я уезжаю на ночёвку в Нестеровскую. Но в будущем планирую обосноваться на родине предков, построить дом», - делится Вахит.