Живущие на Ставрополье внучка и правнучка пилота Анатолия Протасова благодаря поисковикам впервые увидели, как выглядел боец, героически погибший в первый день Великой Отечественной войны в Белоруссии. Подробности - в материале «АиФ-СК».
Потрясены его историей
Внучкой советского пилота Анатолия Протасова, совершившего первый в мире таран истребителя бомбардировщиком в первый день Великой Отечественной войны, оказалась руководитель образцово-хореографического ансамбля в СОШ №5 Пятигорска Юлия Суетнова. Её дочь, правнучка героя Анна Богодилова рассказала «АиФ-СК», как они узнали о его судьбе.
Два месяца назад к ставропольским поисковикам и в нашу редакцию обратились московские патриоты, создатели движения «Талалихинцы», созданного в память о мастере таранов в воздухе Викторе Талалихине. Они искали родственников командира экипажа бомбардировщика, который 22 июня 1941 пошёл на таран немецкого истребителя. Его подвиг увековечен в Мостовском районе Гродненской области Белоруссии большим валуном с памятной табличкой.
Было известно, что сын командира воздушного судна Игорь Протасов, родившийся за год до войны, жил в Невинномысске. Поиск его родственников дал результат: активисты нашли контакты родственников в Пятигорске.
«Все были потрясены его историей, - признаётся Анна Богодилова. - Мы ведь никогда даже не видели, как выглядел мой прадед. Они с прабабушкой Евгенией Кирилловной жили где-то в Подмосковье, а когда он ушёл на фронт, она с грудным ребёнком перебралась к себе на родину, в Пятигорск. Был пожар, все документы и фотографии сгорели. Мы лишь знали, что прадед погиб в первые дни войны, но где именно, толком было не известно».
Анатолий Протасов попал в скоростной бомбардировочный полк. Как рассказывал его однополчанин в письме военному публицисту Сергею Смирнову, 22 июня 1941 года три часа утра по местному времени на полевом аэродроме Черлёна под Гродно все экипажи по тревоге заняли свои места в машинах. Среди них было несколько новейших моделей - Пе-2. Но подходящего для них сорта авиационного бензина было мало. Его слили в один бак, и на этом судне Протасов с экипажем вылетел на разведку.
Навстречу с запада неслась армада немецких истребителей. Первый из них открыл по Пе-2 огонь. Самолёт Протасова не был оснащён носовыми пулемётами, и командир просто дал команду идти на таран.
«Немец тоже не свернул, и вот над центром аэродрома машины взорвались. Это было в пятом часу утра», - писал свидетель тех событий.
Концлагерь остался в прошлом
Военная судьба жены лётчика Евгении Кирилловны тоже складывалась тяжело. Она была медиком, и её погнали на работу в Германию. Молодая женщина попала в концлагерь-распределитель. Но как-то всё же выбралась оттуда и потом прожила долгую мирную жизнь. Работала в учреждениях здравоохранения.
Её старшая дочь чем-то тяжело болела, и следы девочки затерялись, пока мама была в концлагере. А вот за сынишкой Игорем присматривала бабушка, и маму из немецкого плена он дождался.
Юлия - дочь от его первого брака. Были дети и во втором, но связи с ними нет.
Юлия Игоревна стала творческим работником, а правнучка героя Анна три года назад волею судьбы поступила работать на оборонное предприятие и теперь делает запчасти для военных самолётов, уже более совершенных, чем тот, на котором погиб Анатолий Протасов.
«Талалихинцы пригласили нас в Москву, хотели в мае на Поклонной горе вручить нам свою награду, но мы пока поехать не можем, поэтому договорились о визите чуть позже, - добавила Анна. - Я очень горжусь своим прадедом и теперь смогу с его портретом выходить на парад «Бессмертного полка». Кстати, мама на него очень похожа, какие-то черты передались и мне.
У меня есть и другие родственники, воевавшие в Великую Отечественную, но ни о ком я так подробно не знаю, как о нём. Спасибо людям, восстановившим хронику тех лет».