(обновлено )
Примерное время чтения: 4 минуты
2837

Горы трупов. 20 лет назад взорвали «студенческую» электричку из Кисловодска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Кто раскрутил инфляцию? 06/12/2023
Больше всего студентов садились на электричку на станции Минутка.
Больше всего студентов садились на электричку на станции Минутка. / Валерий Бычок / Кадр из YouTube

Пригородный электропоезд №6309 «Кисловодск-Минводы» подрывали дважды – третьего сентября 2003 года и пятого декабря того же года. Страшное зимнее утро, по официальным данным, унесло 47 жизней. Как это было и что отложилось в памяти у очевидцев - в материале «АиФ-СК». 

Абонент не доступен 

Взрыв мощностью 10 кг в тротиловом эквиваленте произошёл в 7:42. Поезд, полный студентов, не доехал до станции Ессентуки всего 400 метров.  Второй вагон электрички разорвало пополам. Часть пассажиров отбросило взрывной волной в разные стороны, часть попала под осколки и горящие обломки поезда. 34 человека не смогли выбраться и скончались на месте. Потом число жертв теракта возросло до 47, в их числе было восемь детей. 180 человек получили травмы.

На место сразу поспешили спасатели. Они вытаскивали тела погибших и складывали рядом с вагоном. Среди мёртвых раздавался звон мобильников – близкие пытались узнать, не пострадал ли их родной человек.

Жителям Кисловодска декабрь 2003-го запомнился большим числом похорон. Александра Васильева была в третьем классе. Она и её сверстники буквально ощущали разлитую по городу боль. В глазах у родителей и учителей стояли слёзы, они украдкой вытирали их, стараясь не тревожить детей.

«Я тогда работал прокурором, мы разгребали завалы трупов и видели, как много на самом деле погибло и пострадало», - вспоминает ветеран Минераловодской транспортной прокуратуры Юрий Гебель.

Виновными, по его словам, считались чабаны. Они смогли скрыться от правоохранителей в горах, там их спрятали соплеменники. Последняя версия следствия - поезд взорвал смертник, который ехал в том же вагоне. Тогда, в декабре 2003 года, ответственность за теракт взял полевой командир боевиков Шамиль Басаев.

«Мы со следственной группой выезжали на каждый случай теракта: и к подорванной электричке в Ессентуках,  и на Пятигорский вокзал. Жуткое зрелище. Это была череда трагедий, держалось сильное напряжение, и вся прокуратура всегда была наготове», - добавил Юрий Гебель. 

Крик одноклассника

За два месяца до этого, третьего сентября 2003 года, ту же злосчастную электричку №6309 подорвали на перегоне «Подкумок – Белый Уголь». Бомбу, которая управлялась дистанционно, террорист заложил под рельсы. Мощность взрыва составила 15 кг в тротиловом эквиваленте. Семь человек погибли и 80 пострадали. 

«Помню, как на уроке музыки классный руководитель объявила нам, что террористы взорвали электричку, и в классе повисла тишина. Спустя несколько минут раздался крик моего одноклассника, у него началась истерика, потому что в той электричке ехала его мама. Мы все пытались успокоить его, а сами боялись, вдруг там оказался кто-то из наших родственников», - вспомнила Александра Васильева. 

Как она рассказала, в этом теракте погиб подросток из её двора. Он учился на первом курсе университета и в роковое утро ехал на занятия. Хоронили его всем районом, и каждый, кто был на процессии, плакал.

Не садились в электрички 

«После теракта наша семья и знакомые не ездили на электричках, поскольку боялись, что трагедия повторится,  - делится кисловодчанка. - Но личного транспорта в начале 2000-х было мало, поэтому пришлось всё-таки пользоваться железнодорожным». 

По утрам в электричках было не протолкнуться. Кисловодск - небольшой город. Многие ездили в соседние Ессентуки и Пятигорск на работу и учёбу. Больше всего ребят садились на станциях Минутка и Кисловодск и ехали до Пятигорска, где находятся региональные вузы и колледжи.

«Электрички же не для богачей, а для обычных студентов и людей ниже среднего достатка, тем более в то время. Поэтому могу точно сказать, что это было посягательство на простой народ, а не каких-то представителей власти. Они хотели раскачать нашу лодку, также как это делается и сейчас, только не таким жестоким способом», - объяснил Юрий Гебель.

По-прежнему каждое утро десятки студентов и людей постарше идут на перрон. Так было в 2003 году и так происходит сейчас, спустя 20 лет после трагедии. Только теперь на станциях усиливают меры безопасности: поставили рамки, пункты досмотра и охрану.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах