Ставропольские школьники и студенты с каникул не вышли - эпидситуация потребовала возврата к дистанционному обучению. В каких ещё регионах Северного Кавказа приняты подобные решения и усвоили ли педагоги уроки прошлых карантинов, выяснял «АиФ-СК».
Завтрак на уроке
Удлинённые осенние каникулы на Ставрополье плавно перешли в дистанционное обучение. Как минимум на неделю, а там - по обстановке. Радостнее всех восприняли решение властей сами дети.
Теперь не надо по утрам торопиться в школу, не нужно надевать форму и можно завтракать прямо во время урока», - говорит ученик четвёртого класса одной из школ краевого центра Степан. Родители зарегистрировали его на бесплатной учебной платформе «Сферум». Она, как сказано в описании, позволяет учителю вести занятия в формате видеоконференций и проверять знания прямо на сайте. Однако классная руководительница, как и в прошлом году, отправляет ссылки на видеоуроки и задания в «ватсапе», потому что не у всех учеников достаточно хороший интернет, чтобы принимать потоковое видео.
У всех ли школьников в крае есть смартфоны, планшеты, компьютеры и доступ в Сеть? Ответ от минобразования на этот вопрос редакция пока не получила. Между тем, выяснилось, что некоторые школы выбрали для дистанционного обучения платную платформу, и на родителей легли дополнительные расходы.
«Мы перед началом учебного года сдали около полутора тысяч рублей на то, чтобы школа, где учится мой ребёнок, получила доступ к «Я-классу», - рассказал председатель Союза многодетных семей Ставрополья Роман Шкурко. - Мы понимаем, что дистанционное обучение - вынужденная мера, но вопрос доступа к учебным ресурсам можно ведь решить за счёт государства. Что же, если родители не заплатят, ребёнок не сможет получать образование? А если в семье несколько детей, сколько нужно денег? Ведь половина многодетных в крае живут за чертой бедности!»
В неблагополучных семьях, по его мнению, дистанционное обучение и вовсе некому будет организовать, а значит, дети не получат знаний.
Из всех республик СКФО на «дистанционку» в школах пока решилась только Северная Осетия, и то - малышей до четвёртого класса в республике всё-таки пустили за парты, отправив по домам старшеклассников, учащихся колледжей и студентов.
Минобразования и науки Северной Осетии готовилось к этому заранее. На конец октября 202 школы республики подключились к высокоскоростному интернету. 89 школ в городах получили скорость от 100 Мбит/с, а 113 сельских образовательных учреждений - от 50 Мбит/с, - рассказали в пресс-службе министерства. - Если же у школьников дома отсутствует компьютер, они, как и в прошлом году, смогут временно взять технику в школе».
С каждым разом привычнее
Высшие учебные заведения Северного Кавказа тоже перешли на дистанционное обучение после того, как Министерство науки и высшего образования России разрешило им принимать решения самостоятельно, в зависимости от эпидобстановки. В Северо-Кавказском федеральном университете лекции и семинары перевели в онлайн ещё во время нерабочих дней, а с восьмого ноября продлили этот формат на неделю.
«Для студентов, которые не уехали домой и остались в общежитиях, организованы индивидуальные рабочие места, - рассказали в пресс-службе вуза. - В шести общежитиях установлено около 150 новых компьютеров с программным обеспечением и доступом к лекциям, работает Wi-Fi. В вузе запущен конкурс на лучшие видеолекции, которые преподаватели записывают в специальной студии и выкладывают в Интернет. У университета есть свой образовательный портал «Е-кампус», где преподаватели дают и проверяют задания, ставят оценки. Всё это проходит в режиме видеоконференций. Чат позволяет следить за активностью студентов, время от времени проводится перекличка».
Как заверяют в пресс-службе, дистанционные технологии отработаны ещё в прошлом году, и сейчас обучение идёт, как по маслу. А вот студенты признаются, что иногда занятия срываются из-за технических проблем.
Комментарий
Ректор Карачаево-Черкесского госуниверситета Таусолтан Узденов:
«Все структуры университета с восьмого ноября работают в обычном режиме, а непосредственно образовательная деятельность ведётся в дистанционной форме до особого распоряжения. Ещё во время первой и второй волн коронавируса мы модернизировали серверы, программное обеспечение, закупили компьютеры. Трудности были связаны, в основном, с переобучением профессорско-преподавательского состава старшего поколения, которое не привыкло работать в Сети. Сегодня они уже готовы работать дистанционно.
Студенты из удалённых населённых пунктов, где нет стабильного Интернета, могут по предварительной записи посещать дежурные аудитории, компьютерные классы, заниматься и выходить на связь с преподавателями. У нас также учатся больше тысячи иностранцев, которые никуда не уехали. Часть из них живёт на квартирах, часть - в общежитиях, куда проведён проводной интернет.
После первой и второй волн пандемии мы проводили срезы знаний. Конечно же, обучение студентов в аудитории даёт более высокие результаты освоения дисциплин. Но с каждым разом при введении дистанционного формата его эффективность увеличивается. Студенты и преподаватели привыкают.
У нас больше опасений вызывает коронавирус, поэтому мы много внимания уделяем дезинфекции, социальной дистанции, применению индивидуальных средств защиты».