Примерное время чтения: 6 минут
406

Замена друзьям и родителям. Как гаджеты влияют на психику и здоровье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-СК 13/10/2021
Виртуальное общение стало заменять реальное
Виртуальное общение стало заменять реальное pixabay.com

Октябрьский сбой в работе некоторых соцсетей и мессенджеров стал одной из самых обсуждаемых тем. Люди жаловались, что они не знали, чем себя занять, ощущали одиночество и беспомощность. Можно ли сохранить баланс между разумным использованием современных технологий и зависимостью, выяснял «АиФ-СК».

«Забыла, что можно позвонить»

«Я переписывалась с мужем в конце рабочего дня, обсуждали, кто что купит по дороге домой, и вдруг последнее отправленное сообщение зависло. Решила, что проблема в телефоне, несколько раз перезагрузила, - вспоминает ставропольчанка Елена Белова. - Хотела спросить у знакомого  технаря в Инстаграме, что делать, а соцсеть тоже не работает. У  меня началась паника: как теперь связаться с близкими?».

Елена признаётся, что не сразу догадалась, что можно просто позвонить, настолько привыкла все вопросы решать в мессенджерах и соцсетях. 

«Смартфоны, Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они позволяют общаться без ограничений, учиться, открывать мир, но и одновременно формируют привычку, - комментирует главврач Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больницы №1 Олег Боев. - В социальных сетях человека привлекает лёгкий, развлекательный контент, осмысление которого не требует напряжения».

По словам  Олега Боева, иногда, после сложного дня, это необходимо, чтобы переключиться и отвлечься от проблем. Но нужно помнить, что при этом формируется зависимость, ухудшаются мыслительные процессы.

Страдают мышление и речь

Зависимость от гаджетов может развиться и у маленьких детей. Обычно её формируют родители - например, ставят во время еды перед малышом смартфон с мультиками, облегчая себе жизнь и используя его как дополнительный элемент управления поведением ребёнка.

«В результате закрепляется устойчивая привычка «еда со смартфоном». В этом случае еда без гаджетов и мультиков не приносит радости и удовлетворения. Интерес к приёму пищи подменяется интересом к развлечению. Утрачивается понимание процесса питания как важной части жизни. И ловушка для родителей захлопывается. Без гаджета ребёнок не ест, капризничает, требует внимания и развлечения, - перечисляет Олег Боев. -  Кто не смог противостоять капризам ребёнка, возвращает смартфон на стол и включает мультики или незамысловатые ролики. И вот тут, изначально стремясь облегчить себе жизнь и отдохнуть, пока ребенок ест, родитель полностью попадает под управление малыша. Так начинается «воспитание» родителя». 

Есть, по мнению Олега Боева, и другая опасность. Взрослые своё общение с активным, подвижным, любознательным и громко говорящим малышом подменяют на его «общение» с героями мультиков и видеоигр. Переключают внимание опять на гаджет, как самый простой, доступный и дешёвый способ развлечения, оправдывая себя усталостью, трудным рабочим днём. А ребёнок тем временем свои эмоции дарит смартфону и лишается тренировки навыка словесного и эмоционального общения. 

Более того, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с усидчивостью. Чаще всего в соцсетях развлекательная информация подаётся кратко, но при этом ярко и громко, она постоянно меняется. Это рассчитано на эмоциональное восприятие и подавление рационального мышления. Постепенно способность сосредотачивать и удерживать внимание снижается, становится трудно осмысливать длинные предложения и тексты, то есть страдают мышление и речь.  К слабому умению сбалансировано проявлять свои эмоции во время общения присоединяется неспособность сформулировать и словесно выразить мысли, позицию или чувства. Плюс ассоциироваться с общением, приятными эмоциями будет смартфон, а не, например, разговоры с близкими людьми.

И если у взрослого человека при постоянном просмотре развлекательного контента качество мышления снижается постепенно, то у ребёнка, которого «подсадили» на мультики и соцсети, оно изначально формируется с задержкой и дефектами. У мозга просто не создаются для этого необходимые связи.

Не отвлекайте мозг

Олег Боев уверен: важно, чтобы во время уроков в школе и дома, рядом с ребенком не было гаджетов. И в детском саду, и в школе нужно уметь концентрироваться на задании:  прочитать, пересказать, решить, понять. Но телефон, планшет не дадут это сделать - захочется проверить, что произошло интересного «в большом мире». 

По словам врача, чтобы «на полную» запустить мыслительный процесс, сосредоточиться и осознать информацию, мозгу нужно 9-15 минут. Если отвлечься в этот промежуток времени, процесс начнётся заново, и понадобится больше времени на обработку информации и поиск решения. Говорить об успешной учёбе в таком случае не приходится.

«Ограничьте время использования смартфонов. Гаджет должен помогать,  а не вредить, - убеждает Олег Боев. - Взрослым людям надо выработать привычку игнорировать телефон,  когда они заняты другим делом. Детям купите хорошие настольные игры, головоломки и книги».  Есть множество различных наборов для творчества - от головоломок до бисероплетения. Они развивают мышление, мелкую моторику.

А  когда используете смартфоны, то делайте это нечасто и  с пользой.  Пусть загруженные игры будут развивающими.

Но самое лучшее - найти совместные увлечения для детей и родителей. Дети «залипают» в гаджетах, потому что энергия бьёт ключом, а девать её некуда. Так нужно направить её в полезное русло. Может, у малыша  есть склонность к какому-то хобби или его увлечёт спортивная секция? И там общение будет вполне реальное, а не виртуальное.


Личный опыт

Психолог-консультант Наталья Стрельбицкая

Не думала, что придётся применять профессиональные знания в своей семье, но пришлось. Как-то я читала статью в смартфоне, подняла глаза и увидела, что вся семья также уставилась в свои «экранчики». Вроде привычная ситуация, но мне стало жутко.  Вспомнила своё детство: книги, семейные игры, друзья во дворе. Что же пошло не так сейчас?

Выкинуть гаджеты - не лучшая идея. Но я решила, что конкурировать с ними хотя и сложно, но можно. Сначала поговорили с родными о ненормальности происходящего. Настроилась на долгую беседу, но со мной неожиданно все согласились. Правда, спросили, чем тогда заниматься? Я предложила старые, проверенные настольные игры. На удивление, всё прошло отлично. Теперь у нас появилась новая традиция: играть в них всей семьёй. Редкие прогулки перешли в активный отдых на природе: походы за грибами, рыбалку и прочее. Так что ситуация меняется в лучшую сторону.

Если вы видите, что близкие сильно увлечены гаджетами, это значит, что реальный мир для них стал скучен и неинтересен. Вовлекайте себя и их в какое-то общее дело, хобби, показывайте собственным примером, что в жизни есть много прекрасных и увлекательных вещей. Больше общайтесь, интересуйтесь жизнью друг друга, и тогда в скором времени, виртуальный мир неизбежно потускнеет и отойдёт на дальний план.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах