Примерное время чтения: 8 минут
437

В ведущий вуз - без репетитора. Где учатся выпускники элитных школ Кавказа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-СК 14/09/2022 Сюжет Куда пойти работать?
Виталий Ярошенко увлекается нанофотоникой.
Виталий Ярошенко увлекается нанофотоникой. / Виталий Ярошенко / Из личного архива

Рейтинговое агентство RAEX опубликовало рейтинг образовательных организаций по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. В пятёрку лидеров по СКФО вошли учебные заведения Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана и Ставропольского края. Как школам Северного Кавказа удалось достичь высоких результатов и какие профессии выбирают вчерашние школьники- в материале stav.aif.ru.

Выбрать профиль

В ставропольском лицее № 14 им. Героя РФ В.В. Нургалиева в этом году 11-й класс закончили 97 человек, и 96 из них поступили в вузы.

Из выпускников в Ставрополе остались 35, 20 переехали в Москву, 18 - в Санкт-Петербург, остальные - в различные регионы страны, вплоть до Дальнего Востока.

«Ребята поступили в МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшую школу экономики. Есть выбравшие Тихоокеанский медицинский университет, Дальневосточный госуниверситет, - перечисляет директор лицея Валентина Медведева.- На мой взгляд, высоких показателей удаётся достичь благодаря работе профильных классов. У нас их три: химико-биологический, физико-математический и социально-экономический. Подросток, выбравший, интересное ему направление, будет стараться получить как можно больше знаний, а педагоги помогут ему не только в этом, но и в качественной подготовке к ЕГЭ».

Она рассказала, что подготовка начинается ещё в октябре, в течение года дети посещают репетиционные занятия, тренируются писать сочинения. Кстати, ученики и раньше успешно поступали в ведущие вузы России.

Кирилл Богданов окончил лицей в 2020 году. Он говорит, что качеству занятий не помешали даже внезапная пандемия и дистанционка.

«Наши педагоги очень быстро адаптировались к новым реалиям. Да, было сложно психологически - график занятий готовили понедельно ещё в начале года, а из-за пандемии некоторые сроки сдвигались, но мы справились. Сейчас я учусь в МГИМО. Своё будущее вижу в правовой сфере в области международных отношений», - делится Кирилл Богданов.

О важности профильной подготовки говорит и директор лицея № 2 Нальчика Людмила Пешкова.

«У нас открыты девять предпрофильных классов, а уже в 10-11 классах дети могут выбрать естественно-научное направление, где упор делается на химию и физику, социально-экономическое (обществознание, математика, экономика, право), технологическое (математика, физика, информатики, химия) или гуманитарное (русский язык, литература, история, обществознание, иностранный язык). Учебные планы составлены так, чтобы именно по профильным предметам давались углублённые знания. По выбранным направлениям ребята готовят индивидуальные проекты, которые потом защищают перед комиссией, состоящей из учителей лицея и педагогов республиканских вузов. Проектная работа повышает мотивацию, позволяет узнать о выбранном предмете больше нового и интересного», - считает Людмила Пешкова.

Самообразование тоже важно

Ещё одно учебное заведение из Нальчика, вошедшее в ТОП - гимназия № 14.

Здесь также подготовка в старших классах идёт по социально-гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому и химико-биологическому профилям. Они действуют уже почти 15 лет. 

«Практически все наши выпускники поступают в вузы, в том числе в МГУ, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова. У нас разрешается в 10-м классе менять профили, а вот к 11-му уже надо определиться. Сложностей не возникает: ученики понимают, в какие вузы хотят поступать, и усиленно готовятся по выбранным предметам. Не останавливается процесс и на каникулах, есть летние лагеря, где подростки также получают дополнительные знания», - рассказывает директор лицея Римма Жамборова.

Раз залог поступления - высокий балл по ЕГЭ, для подготовки к нему создают комфортные условия. В учреждении уже третий год в 11-м классе практикуется очно-заочная форма обучения. Будущие абитуриенты три дня ходят в гимназию на профильные предметы, а ещё три посвящают самообразованию.

«Так у них появляется больше свободного времени, они учатся искать информацию самостоятельно, тренируют самодисциплину, и экзамен уже не становится стрессом», - объясняет Римма Жамборова.

Кроме того, большое внимание уделяется внеурочной деятельности: гимназисты участвуют в творческих, интеллектуальных конкурсах, посещают танцевальную, театральную студии, где в числе прочего им ставят речь, готовят выступления на сцене. Всё это даёт уверенность в себе, учит общаться с другими людьми и потом легко вливаться в студенческие коллективы.

«Есть мнение, что поступить в престижный вуз без репетиторов невозможно. Но наши ученики доказывают обратное. Недавно был интересный случай. Я проходила переаттестацию на соответствие занимаемой должности и меня спросили, только ли за счёт школьных знаний выпускники демонстрируют успехи. Даже не успела ничего ответить, как одна из членов комиссии сказала, что сама когда-то окончила нашу гимназию с золотой медалью, потом спокойно поступила в университет, из которого вышла с красным дипломом. И ни дня не занималась с репетиторами», - вспоминает Римма Жамборова.

По её словам, бывшие выпускники нередко заглядывают в гости и делятся, что в вузе входят в десятку самых сильных студентов. Кроме того, в адрес гимназии постоянно приходят благодарности от руководства учебных заведений.

«Здесь полюбил физику»

Гимназия № 5 им. Луначарского во Владикавказе - с углублённым изучением английского языка.

«Он востребован и сейчас, несмотря на непростую политическую ситуацию. Наши выпускники могут не только свободно разговаривать по-английски, но и переводить даже сложные тексты. Больше половины поступают в вузы за пределами региона, кто-то возвращается работать обратно, другие остаются в столице, немало специалистов приглашали работать за границу.  Успехи выпускников - мощный стимул для нынешних школьников, - считает директор гимназии Марина Кулишкина. - Дистанционка, конечно, внесла свои коррективы в процесс, но мы перестроились, техника позволяла проводить полноценные уроки удалённо. Кроме того, ребята - постоянные участники интеллектуальных игр, олимпиад, различных конкурсов, где стабильно входят в пятёрку сильнейших».

Мечты нужно воплощать в жизнь

Виталий Ярошенко окончил гимназию в 2012 году. 

«Для поступления выбрал Национальный исследовательский университет в Санкт-Петербурге. Причём подавал документы в несколько вузов и прошёл во все - даже не ожидал.  Учёба была сложной, но интересной. Время, проведённое за учебниками, очень мне помогает в профессиональной деятельности сейчас. Я решил стать учёным. Этим летом закончил аспирантуру и сейчас готовлюсь к защите диссертации. Область научных интересов - нанофотоника - наука о взаимодействии света с нанообъектами. Результаты работы могут пригодиться в разработке квантовых и оптических компьютеров, а также новых способов передачи связи. Также преподаю в университете общую физику для бакалавров и курс по источникам одиночных фотонов магистрантам. Любовью к преподаванию я обязан всем своим школьным учителям, но любовь к физике мне привила нынешний директор гимназии Марина Кулишкина», - говорит Виталий Ярошенко.

Связать своё будущее с наукой планирует ещё одна выпускница гимназии - Белла Гагулаева. В 2014 году она поступила в Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова на педиатрический факультет. Сейчас работает на кафедре гистологии, учится в аспирантуре в НИИ морфологии, работает над кандидатской диссертацией.

«Первый год было трудно психологически: всё непривычно, новый город, новые люди. Каждый день звонила домой, даже плакала. Но учёба затянула, появились новые друзья. Стимулировало и то, что уровень знаний у меня оказался выше, чем у многих одногруппников. Ещё во время учёбы работала лаборантом на кафедре, это было очень интересно. Сейчас нередко встречаю земляков и всегда стараюсь помочь им советом. Если есть мечта поступить в определённый вуз, надо ей следовать. Главное, понять, чего хочешь именно ты, а не родители, друзья», - уверена Белла Гагулаева.


Личный опыт

гурциев

Сармат Гуриев из Владикавказа в 2016 году закончил гимназию № 5 им. Луначарского. После поступил во Всероссийскую академию внешней торговли Минэкономразвития России. Подавал документы и в другие престижные заведения, прошёл везде. Сейчас он работает в одной из крупнейших фармацевтических компаний страны.

«Занимаюсь внешнеэкономической деятельностью, общаюсь с поставщиками из других стран. Мне очень помогло знание английского, полученное в гимназии. В вузе профильно изучали иностранный язык, и так как у меня был хороший балл, в качестве первого языка выбрал французский. Люди с худшими знаниями продолжали учить английский. Ещё во время бакалавриата участвовал в научных конференциях, проводимых на английском и французском языках. Нынешний опыт работы в крупной компании считаю бесценным и планирую развиваться дальше. Вряд ли я бы достиг всего этого без полученных в гимназии знаний», - уверен Сармат Гурциев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах