Старшеклассники определяются с вузами, в которых хотят учиться, задолго до единого госэкзамена. Но подкорректировать свои планы никогда не поздно, ведь от выбора профессии зависит будущее трудоустройство. Куда поступать модно, а куда - надёжно?
Баллов меньше - толка больше
Часто можно услышать, что молодым людям сложно найти работу, потому что не действуют социальные лифты, а экономика в кризисе. На самом деле хорошее образование котируется всегда и везде. Выпускники самого крупного вуза нашего округа - Северо-Кавказского федерального университета - не испытывают проблем с трудоустройством. В прошлом году 95% получивших диплом нашли работу. Более 80% устроились в Ставропольском крае, около 15% - в СКФО. Вуз помог им наладить контакт с будущими работодателями.
«В 2018 году мы заключили в два раза больше договоров о сотрудничестве с крупными компаниями, а это главный показатель востребованности выпускников, - говорит начальник отдела трудоустройства и практик СКФУ Дмитрий Бондарев. - Мы выпускаем специалистов по 159 направлениям подготовки для разных сфер экономики, поэтому одна компания может найти у нас и специалистов узкого профиля, и бухгалтеров, и юристов. Студенты проходят практику на профильных предприятиях, знакомятся с будущей профессией, графиком работы, условиями труда».
Быстрее всех, по словам руководителя отдела, работодатели «расхватывают» IT-специалистов. А вот юристов и экономистов требуется всё меньше. Впрочем, вуз даёт универсальное образование и целый спектр компетенций, которые можно применять в любой сфере деятельности.
Со стороны абитуриентов интерес к инженерным специальностям тоже растёт. Популярностью пользуются информационные системы и технологии, электроэнергетика и электротехника, нефтегазовое дело. Проходной балл по ним пока не очень высок. На направление подготовки «Нефтегазовое дело» в прошлом году проходили со 177 баллами по результатам ЕГЭ, на «Информационные системы» - с 205 баллами.
И всё же больше ребята «штурмуют» такие направления подготовки и специальности, как «Экономическая безопасность», «Перевод и переводоведение», «Юриспруденция», «Филология», «Туризм». Но и проходные баллы по ним выше: от 218 баллов по направлению подготовки «Туризм» до 245 баллов по направлению подготовки «Юриспруденция».
«Абитуриентам стоит больше внимания обращать на те направления подготовки и специальности, которые поддерживает государство, где увеличиваются контрольные цифры приёма, - рекомендует ответственный секретарь приёмной комиссии Оксана Кузнецова. - Это такие направления подготовки, как математика и механика, техника и технология строительства, информатика и вычислительная техника, электро- и теплоэнергетика. Из гуманитарных направлений увеличился набор на подготовку будущих педагогов. По приоритетным направлениям развития экономики России разрабатываются государственные программы с большим объёмом финансирования, поэтому в будущем в этих отраслях будет больше рабочих мест. И конечно, с учётом развития цифровой экономки востребованными будут специалисты по информационным системам и технологиям и в области математических знаний».
Честно о ставках
Педагогическое образование не случайно оказалось одним из немногих гуманитарных направлений, которым добавляют бюджетные места. Учителей не хватает во всех регионах Северного Кавказа.
Система вузовских олимпиад позволяет выявлять и отдавать приоритет при приёме сельским ребятам, которые мечтают вернуться работать в родную школу. Но нужны ответные действия со стороны органов власти, чтобы молодые педагоги чувствовали заботу и поддержку и закреплялись на селе.
«Одна из главных задач приоритетного проекта СКФУ «Педагогическое образование» - координировать усилия всех структур, государственных, муниципальных, общественных, профессиональных, чтобы вместе вернуть интерес молодых людей к педагогике. Надо решить целый комплекс проблем, начиная от ориентации школьников на профессию учителя и заканчивая социально-экономическим положением педагогов», - говорит директор Института образования и социальных наук университета Валерий Шаповалов.
По его словам, за два года вузу удалось наладить отношения с краевым министерством образования и школами, оснастить высокотехнологичным современным оборудованием методические кабинеты для обучения учителей-предметников, запустить онлайн-школу, которая помогает сельским ребятам на удалённом расстоянии готовиться к ЕГЭ и к освоению вузовской программы. Много ещё предстоит сделать. В том числе наладить повышение квалификации действующих педагогов в стенах университета, где они научатся работать с новейшими приборами, освоят технологии, которых пока нет в школе, но о которых должны знать будущие абитуриенты. А главное, нужен честный прогноз потребности в педагогах, который учитывал бы количество педагогов пенсионного возраста и нагрузку на учителей, которые работают на полторы-две ставки.
Гостить на Кавказе по-европейски
Нуждается наш регион и в специалистах в сфере туризма. Откликаясь на стратегию развития округа, в 2014 году вуз заключил меморандум с «Курортами Северного Кавказа» и Гаагской школой отельного бизнеса и создал «Школу кавказского гостеприимства». Она даёт образование разных уровней, от среднего профессионального до аспирантуры по рекреационной географии. Преподаватели университета прошли обучение в ведущих европейских университетах - в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Ирландии, Испании. Опыт этих стран теперь используется у нас.
«Мы ввели новые дисциплины: стратегический менеджмент, устойчивое развитие туризма, эвент-менеджмент, то есть управление событийным туризмом. Закупили программно-методические комплексы, разработанные в Гаагской школе отельного бизнеса, с видеоуроками по работе бармена, обслуживанию китайских туристов, уборке гостиницы, - рассказал руководитель проекта «Школа кавказского гостеприимства» Виталий Белозёров. - Привлекаем преподавателей из европейских стран. Два года в университете работает приглашённый профессор из Люцернского университета прикладных наук и искусств Урс Вагензайл. Наши студенты проходят практику в Испании, Болгарии, Турции, Греции».
Выпускники школы, обученные по международным стандартам, находят себя и в крупных туристических центрах России, и на Северном Кавказе, что повышает уровень сервиса в российской туриндустрии. Кстати, работающие специалисты тоже могут пройти переподготовку в «Школе кавказского гостеприимства». В прошлом году министерство туризма края направляло в вуз на повышение квалификации специалистов по гостиничному делу и экскурсоводов.
Полёт научной фантазии
Большие перспективы перед молодыми людьми открываются сейчас и в научной сфере. Окончив вуз, можно продолжить работу в университете. За последние годы там родилось немало уникальных разработок. Например, созданы образцы оптической керамики для лазерных систем, датчиков и другой электроники, которые превосходят заграничные аналоги. В партнёрстве с компанией «Энергомера» научной школой профессора Юрия Кононова сконструированы «умные» счётчики, которые позволяют без использования интернета дистанционно передавать сведения о потреблении электроэнергии и пиковых нагрузках. Научная школа Александра Аксёнова разрабатывает перспективные химические вещества для нового поколения противораковых препаратов, а школа Андрея Храмцова и Ивана Евдокимова вместе со «Ставропольским молочным комбинатом» позволила запустить первое в России производство фармакопейной лактозы.
Вместе с компанией «Андроидная техника» учёные разрабатывают алгоритмы управления антропоморфными роботами. Созданные образцы считывают данные и подают сигналы на управляющие элементы, чтобы роботизированная рука или нога совершала правильное движение. В сотрудничестве с компаниями «Основы безопасности» и «Стилсофт» программисты решают задачу по управлению беспилотными летательными аппаратами в условиях, где затруднён приём сигналов спутниковой и сотовой связи.
«Чтобы браться за такие масштабные проекты, надо располагать квалифицированными кадрами и хорошей материально-технической базой, - говорит начальник управления науки и технологий Константин Ерин. - Наша база научных исследований за последние пять лет мощно обновилась. На новое оборудование затрачено 1,4 млрд рублей. А модернизация всей техники в вузе стоила около 2,5 млрд рублей. Появились уникальные приборы, существующие в мире в нескольких экземплярах. Например, «ЯМР-спектрометр» для исследования веществ методом ядерного магнитного резонанса или квантовый СКВИД-магнитометр для сверхточных магнитных измерений».
Способные студенты с третьего курса начинают работать рядом с опытными учёными. А поскольку в вузе действует 10 диссертационных советов, то есть две трети от всех советов в крае и почти четверть от их числа в СКФО, молодым учёным предоставлена возможность защитить диссертацию и самостоятельно продолжать исследования.
Комментарий
Ректор СКФУ Алина Левитская:
«Запросы в вуз о том, какие проекты для исследований и разработок актуальны, какие направления подготовки наиболее востребованы в социальной сфере, должны идти от предприятий реального сектора экономики, органов власти, институтов гражданского общества. Такой подход позволит получить мощный синергетический эффект. Университет правильно выберет образовательную и научную траекторию, регион почувствует новые импульсы развития, научно-инновационную и кадровую поддержку, а предприятия смогут повысить конкурентоспособность и эффективность производства».