В сёлах и небольших городах вариантов досуга для детей было не так уж много. Всё изменилось, когда в школах стали открываться кабинеты «Точки роста» по нацпроекту «Образование». Обычные классы стали современными лабораториями, все допзанятия в них бесплатны. В СКФО уже открыли больше 1,5 тыс. таких центров. Зачем после уроков ходить на факультативы и как они изменили отношение детей к учёбе - в материале «АиФ-СК».
Просто о сложном
«Пока родители на работе, дети приходят домой, сидят в соцсетях и смотрят телевизор. Так проводить свободное время нельзя, пусть лучше занимаются чем-то полезным», - считает Юлия Будкова из села Воздвиженского Апанасенковского района. Её сын Кирилл окончил восьмой класс и в прошлом учебном году посещал три факультатива центра «Точка роста» в их небольшой сельской школе.
Мальчик выбрал химию, физику и биологию. По словам мамы школьника, внеклассные занятия смогли заинтересовать его больше, чем обычные уроки до открытия центра. Всё потому, что занятия в «Точке роста» не скучная теория, а увлекательная практика: дети работают с микроскопом, ставят эксперименты и готовят собственные проекты.
«Ребёнку легче воспринимать визуальную информацию. Ведь исследовать закон сохранения импульса интересней на практике, чем просто читать главу в учебнике физики», - рассказывает Юлия. Она не считает такие занятия дополнительной нагрузкой, полагая, что они помогают ребёнку определиться с выбором профессии. Её сын в будущем видит себя ветеринаром или кинологом. Для обеих специальностей нужны и химия, и биология.
«Мы, родители, сами бы с удовольствием ходили на такие занятия, - делится мама семиклассника Екатерина Скорнякова. - Нашим детям очень повезло, что у них есть возможность учиться, используя современную материально-техническую базу. Мы можем только по-доброму позавидовать им и порадоваться».
В седьмом классе её сын Вова прошёл «Точку роста» по химии, хотя по учебному плану знакомство с этим предметом состоится только в восьмом.
По словам мамы, мальчик остался в восторге. В следующем году на дополнительные уроки он пойдёт узнавать биологию и физику - советуют школьные друзья. Уж очень весело и интересно ребятам на занятиях. Самые яркие впечатления - от квестов и открытых уроков. Мир вокруг дети изучают в форме игры - легко и непринуждённо. Даже летом, во время каникул, «Точка роста» работает в пришкольном лагере.
«Не углубляем, а расширяем знания»
В маленьком селе Воздвиженском на окраине Ставропольского края, рядом с Калмыкией, «Точка роста» появилась два года назад. Не все родители с воодушевлением встретили новость о внеурочных занятиях. «Многие испугались, что появится дополнительная нагрузка, и дети станут слишком много времени проводить в школе. Ведь мы в селе, и многие ребята дома помогают по хозяйству», - рассказывает учитель биологии средней школы №9 села Воздвиженского Наталья Мосянец.
Однако новый формат родители довольно быстро оценили по достоинству и теперь следят за успехами своих детей в телеграм-канале проекта. Центры открылись в школьных классах. Там провели ремонт и закупили массу оборудования: модели, препараты, лаборатории, компьютеры, умные доски, проекторы, микроскопы на каждую парту и др. Главное - всё это стало доступно и на обычных уроках. Учитель демонстрирует, а ученики сразу проверяют теорию на практике. Интерес к сложным предметам возрос в разы.
Педагог делится, что не всех ребят удаётся замотивировать постигать науку на внеурочных занятиях. «Нельзя полюбить все предметы. Я к этому отношусь с пониманием, поэтому на факультативах мы не углубляем, а расширяем знания, чтобы у школьников загорелись глаза. «Точка роста» больше про самовыражение и практику», - объясняет она.
В школе учатся 160 ребят, в прошлом учебном году «Точку роста» прошли 147 из них. Каждому возрасту - своя программа. Малышам из начальной школы особенно полюбилось «Лего-конструирование», где они изучают объёмные фигуры и пытаются создавать первые проекты. Дети постарше выращивают химических ежей из кристаллов солей, изучают законы сохранения в механике, измеряют объём лёгких, кислотность жидкостей. Всего не перечесть.
«Нацпроект «Образование» позволяет нам закупать дорогостояще оборудование, которое мы используем на уроках и внеурочных занятиях. В результате наши ученики больше погружаются в процесс обучения, участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мы часто выезжаем и на интенсивы в «Кванториумы» края, чтобы школьники послушали других учителей», - рассказывает руководитель «Точки роста» в школе №9 села Воздвиженского Ирина Гадяцкая.
В селе учат не хуже
Центры «Точка роста» - сравнительно молодая инициатива федерального Минпросвещения. Появилась она в 2019 году, чтобы помочь школьникам из сёл, станиц и городов с небольшой численностью (до 60 тыс. человек) получить качественное и конкурентоспособное образование. К 2024 году в России планируют открыть 16 тыс. «Точек».
На Ставрополье такие центры открывают по региональной программе «Современная школа» нацпроекта «Образование». Школам закупают цифровые лаборатории, 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности и даже квадрокоптеры. Методы преподавания и содержание предметов тоже обновляются. Для этого учителя проходят курсы и мастер-классы.
«Ученики в сельской местности получают возможность заниматься на современных образовательных площадках, как и сверстники в больших городах и крупных мегаполисах. Школе это помогает решить проблему внеурочной занятости детей и обеспечить профессиональный рост педагогов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, заинтересованных в успешности своих детей», - рассказали в министерстве образования края.
Ещё несколько лет назад сложно было представить, чтобы в небольших сельских школах, где год от года становится всё меньше учеников, заработали такие центры. Стильные и лаконичные кабинеты «Точки роста» существенно разнообразили учебные будни. А оснащению позавидуют даже ученики многих городских школ. В одних «Точках роста» дети на факультативах учатся познавать окружающий мир, ставят опыты и осваивают азы оказания первой помощи, в других - сами создают сайты и собирают роботов.
В крае центры посещают больше 60 тыс. ребят. В 2022 году работали 220 «Точек роста». Ещё 53 центра открываются в этом году.
Отбеливают скелеты и создают теплицы
В средней школе №10 станицы Стодеревской Курского района «Точку роста» открыли всего год назад. Школа небольшая – на 148 учеников. Как и в других учебных заведениях, попавших в проект, «Точки роста» созданы в действующих кабинетах по физике, химии и биологии. Упор на естественные науки сделали неспроста - с 1976 года в школе работает собственный ботанический сад. Такие по краю напересчёт.
Погружение в мир науки начинается с третьего класса. С каждым годом смещается акцент и глубина изучения предмета. Руководитель «Точки роста» стодеревской школы Елена Мельникова объясняет, что в основе работы центра лежат практические занятия. «У нас молодая «Точка роста», поэтому ещё неполная загрузка по оборудованию, но благодаря тому, что в школе есть свои наборы препаратов, дети проходят ботанику в нашей лаборатории, выращивают новые сорта растений и даже создали искусственную теплицу с гидропоникой», - делится педагог.
Ученикам помладше больше нравится фармакогнозия: ребята изучают, как растения связаны с медициной, и сами делают лекарственные настойки. Школьники постарше выбеливают скелеты найденных животных на курсе по зоологии с помощью химреагентов из лаборатории «Точки роста». Тем не менее, как и в любой другой школе, есть ученики, которым не хочется углублённо изучать профильные предметы. Для них в центре работают технические кружки. Ребята сами создают сайты и овладевают несколькими языками программирования. В этом году ждут поставку новых роботов для занятий по робототехнике.
«Точки роста» дают ученикам в малокомплектных школах больше возможностей по допобразованию, позволяют сравняться в развитии с городскими детками и иметь равные права при поступлении в федеральные вузы», - считает директор школы №17 им. А.Т. Туркинова в селе Серноводском на Ставрополье Асият Ахметова. В этом учебном заведении «Точка роста» впервые заработает в новом учебном году.
Руководитель учреждения рассказывает, что ученики долго ждали открытия центра и регулярно спрашивали, когда же «Точки роста» появятся у них. Школьный центр образования будет работать также по естественно-научному и технологическому профилям. Для ребятишек, ориентированных больше на практику, чем на теорию, откроют кружки по информатике, робототехнике и шахматам. К такой нагрузке школа, построенная в 2015 году, готова, кадрового голода, по словам директора, не испытывает. 90% учителей окончили эту же школу с серебряными и золотыми медалями.
Точка зрения
Министр образования и науки Республики Северная Осетия - Алания Элла Алибекова:
- В Северной Осетии работает 131 центр «Точка роста». Цель их создания - дать возможность всем детям школьного возраста, вне зависимости от их места жительства, бесплатно обучаться с использованием передовых технологий. Записаться в кружок или секцию, работающую на базе центра, может любой учащийся сельской школы.
Благодаря современным цифровым лабораториям, оборудованным на базе центров, воспитанники сельских школ имеют возможность углубленно изучать химию, физику, биологию, получать новейшие знания по таким предметам, как «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», а после уроков посещать дополнительные занятия и кружки. Например, обучаться программированию и VR-технологиям.
Языком цифр
Центры образования «Точка роста» не имеют статуса юридического лица, а считаются структурными подразделениями в школах, расположенных в сёлах и малых городах.
В Ингушетии с 2019 по 2022 годы «Точки роста» открылись в 83 школах. В 2023 году власти республики создают ещё 20 центров.
В Кабардино-Балкарии к 2024 году должны работать более 200 «Точек роста». Почти 150 создано до 2023 года.
В Карачаево-Черкесии к следующему году власти намерены открыть центры практически во всех сельских школах республики.
В Чечне к 2023 году заработали около 300 «Точек».
Лидер по количеству открытых «Точек роста» - Дагестан. К концу прошлого года в республике работали свыше 550 центров.
Комментарий
Заведующая технопарком «Кванториум Ставрополь» Татьяна Ларина:
- «Кванториумы» работают совместно с «Точками роста». Главный запрос, с которым учителя обращаются в технопарки, – это помощь в популяризации технического творчества. Деткам из районов нужно объяснить, зачем нужна «Точка роста», какая у неё цель. «Кванториумы» проводят экскурсии и показывают, куда наши ученики ездят со своими проектами, какими темами и проблемами занимаются. Мы рассказываем, какие конкурсы вносятся в рейтинговые и помогают поступать в ведущие вузы на технические специальности.
Школьники после таких экскурсий понимают, что они могут попасть во всероссийские центры, например «Сириус», «Артек», «Океан», «Смена», «Орлёнок», если поучаствуют в конкурсе. Если победят, то могут получить сертификат на оплату обучения или отсроченный трудовой договор. Или смогут получить проходной балл для поступления на нужную им специальность. Участие в региональных и федеральных конкурсах и фестивалях – это социальные лестницы. Они призваны мотивировать ребят не только приходить в «Точку роста», но и оставаться там, заниматься несколько лет и делать это не ради хобби, а ради достижения цели.
«Кванториумы» - это система образовательной инфраструктуры, которая помогает всесторонне мотивировать к изучению и применению технологий, развитию собственной функциональной грамотности, продуктовому мышлению и коммуникационному развитию. Технопарки выступают генераторами интересных проектов и соревнований. Здесь дети увлекаются, пробуют себя в чём-то новом, побеждают. Школьники видят, что реальные практические задачи основаны на фундаментальных академических знаниях. И что, не зная математической формулы, ты не напишешь, условно, код для мобильного приложения.
Прежде всего, преподавателей «Точек роста» интересует кванторианский опыт формулирования проблематики и тем проектов. А мы черпаем его из федеральной повестки соревнований детских инженерных команд и ИТ-конкурсов.
До недавних пор академическое образование было построено на таких форматах, как учебная задача, исследовательская задача и реферативная задача, которые подразумевали индивидуальную работу, а сейчас добавился новый формат работы – проектная деятельность. Её задача шире, чем у исследовательской работы. Ребёнок на основе своих знаний генерирует пользу для общества на уровне идей, концепции или готового продукта.
В школе ребёнок исследует проблему со стороны отдельных предметов, а в технопарке этот опыт обобщается, и рождаются новые идеи.
Мнение эксперта
«Учитель года России-2018», учитель обществознания, заведующий педмастерской Чеченского государственного педуниверситета Алихан Динаев:
- «Точки роста» создают дополнительные условия для получения самых современных знаний и навыков, особенно в сфере цифрового, технического и естественно-научного образования. На мой взгляд, «Точки роста» выполняют крайне важную функцию - меняют образ школы, её консервативный и негибкий менталитет. «Точки роста» становятся драйвером для развития не только школ, но и сёл, поселков, где они открываются.
Эти центры меняют образ школы, образования, педагогической профессии в глазах детей. Работая в красивых аудиториях с самым современным оборудованием, они понимают, что школа - это отличное место для будущей карьеры, где можно развиваться, заниматься инновациями и открывать что-то новое.
Одно дело, смотреть эксперименты в интернете или проводить их на оборудовании, сделанном в СССР, и совсем другое - использовать высокотехнологичное оборудование, о котором ещё недавно нельзя было и мечтать. Разумеется, только этот факт повышает мотивацию детей учиться, их интерес к естественным и техническим наукам, помогает выбрать будущую профессию.
Справка
По нацпроекту «Образование» и федеральной программе «Успех каждого ребёнка» с 2016 года в России начали открывать детские технопарки. На Ставрополье первый «Кванториум» открылся в Михайловске в 2017 году, в 2020 году второй заработал в Невинномысске и параллельно по краю запустили мобильный технопарк, который ездит по районам, где нет «Точек роста». В 2022 году в Георгиевске открылся первый в регионе пришкольный «Кванториум».
«Кванториумы» созданы для того, чтобы готовить кадровый резерв из молодых людей по самым востребованным инженерным направлениям: проектированию малых спутников Земли, моделированию беспилотников, освоению лазерных технологий и роботизированных систем.
С 2023 по 2024 гг. в СКФО должны открыться 15 технопарков.
Также нацпроект предполагает создание «IT-кубов» - центров для детей по развитию навыков и компетенций в сфере информационных технологий. На Северном Кавказе уже работают около 10 таких центров цифрового образования.