26 мая у одиннадцатиклассников начинается основной этап сдачи Единого государственного экзамена. После пандемийных послаблений его усложнили. «АиФ-СК» собрал советы, как получить баллы, на которые рассчитываешь.
Обществознание - на первом месте
На Ставрополье ЕГЭ в этом году сдадут почти 11 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч выпускников этого года. Экзамен по математике снова будет таким же обязательным, как и по русскому языку, хотя в прошлом году базовый уровень математических знаний не проверяли, был только профильный экзамен для поступавших на соответствующие направления в вузы.
Из необязательных предметов большинство ставропольских выпускников - более 5 тыс. человек - выбрали обществознание. На втором месте - профильная математика, за ней следуют биология и история.
Обществознание - самый популярный предмет и в других регионах СКФО. В Северной Осетии из 3,7 тыс. человек его будут сдавать более 2 тыс. На втором месте в республике - профильная математика, на третьем - история.
В Карачаево-Черкесии из 2 тыс. выпускников половина также выбрали обществознание. На втором месте в республике - биология. Третье делят профильная математика, история и химия.
Между тем в целом по России профильная математика уже потеснила обществознание, а на третье место в соответствии с потребностями рынка труда вышла информатика и информационно-телекоммуникационные технологии.
Легче не становится
Во время пандемии коронавируса выпускники 11-х классов, которые не планировали поступать в вузы, могли вообще не сдавать ЕГЭ. Некоторые противники этого вида проверки знаний надеялись, что последует полный отказ от него. Но, как только коронавирус отступил, режим сдачи экзамена вернулся к норме. А вот задания немного изменились.
В обществознании убрали мини-сочинение. По мнению студентки из Кабардино-Балкарии Азизы Созаевой, которая бесплатно готовит школьников к ЕГЭ по этому предмету на собственной интернет-платформе, экзамен благодаря нововведениям стал лучше. Сама Азиза несколько лет назад сдала предмет на 100 баллов и уверена, что такого результата могут достигнуть многие.
«По некоторым пунктам достаточно знать одну тему, а по другим нужно иметь широкий кругозор, уметь излагать свои мысли грамотно, используя подходящие термины, приводя примеры», - считает Азиза.
ЕГЭ усложняется все 20 лет своего существования, уверен репетитор по математике и информатике Роман Семеренко. «Стало труднее получить двойку и пятёрку, то есть проходной балл набрать не сложно, но высокие баллы, от 90 до 100, даются непросто. И это правильно, ведь если экзамен будет лёгким, как отличать уровень знаний учеников и отбирать лучших? Его цель ведь не в том, чтобы все получили по 100 баллов, а чтобы была видна градация», - поясняет он.
В профильную математику, по его словам, добавили вторую задачу по теории вероятности. До этого включалась одна, а уровень сложности менялся в разных вариантах, и кому-то доставались лёгкие, кому-то сложные. Теперь каждый должен решить по два вида. Появилась и задача на понимание графиков функций. В базовой математике добавились задачи с практическими заданиями.
Педагог считает, что ЕГЭ совершенствуется, и отказываться от него нельзя.
«Из всего, что человечество придумало, это наиболее справедливая система оценки школьных знаний, - уверен учитель. - Единственный минус у любого экзамена в нашей стране - возможность выйти в туалет и списать».
Месяца не хватает?
Начинать готовиться к ЕГЭ, по мнению Романа Семеренко, нужно хотя бы за полтора года. Последний месяц лучше потратить на повторение, чем пытаться освоить новый тип заданий. Заниматься с репетитором надо не реже двух раз в неделю, а самостоятельно - упражняться каждый день.
«Лучше отдохнуть на первом курсе, чем недобрать баллов на ЕГЭ, - говорит педагог. - Во время пандемии экзамены сместили на месяц, вместо июня провели в июле, и резко выросло число стобалльников, потому что добавилось 30 дней на подготовку».
Нужна особая подготовка и к самому процессу сдачи. Репетитор с сожалением отмечает, что организован он не лучшим образом. Например, из-за того, что детей собирают за два часа до начала экзамена, они проводят в аудитории не максимально разрешённые на сдачу большинства предметов 3 часа 55 минут, а целых шесть, хотя по закону, если их держат в школе дольше четырёх часов, то должны обеспечить питанием.
«За несколько дней до экзамена нужно начать вставать пораньше, чтобы не было недосыпания в последний день, позавтракать перед ЕГЭ, - рекомендует Роман Семеренко. - На самом экзамене надо прочитать все задания, но начинать решать с самых лёгких. Сложные в это время будут в голове укладываться и почти без вашего участия, на подсознательном уровне, решаться. Если, конечно, вы такие уже умеете решать. Начинать со сложных - ошибка, которую часто допускают отличники. В таких задачах можно увязнуть, и на лёгкие не хватит времени, а время на экзамене - главное. Некоторые решают всё в черновике, а потом подряд переписывают в бланк. Не рекомендую. В спешке можно наделать случайных обидных ошибок. Мой совет: решили пример - сразу заносите его в чистовик. Если где-то и ошибётесь - есть поле для исправления.
Лёгкие примеры надо перепроверять. На всю жизнь запоминаются ошибки в заданиях, которые умеешь решать, но по невнимательности допустил оплошность».
Комментарий
Председатель ингушского отделения Ассоциации учителей русского языка и литературы Муса Хашиев:
«Знаний по русскому языку ребятам явно не хватает. Старые учителя уходят, а у молодых низкий уровень квалификации. Между тем русский для большинства ребят в республике - не родной язык, в быту они общаются на ингушском, и сдавать этот предмет им тяжело. Трудно даются сочинения, потому что плохо развита русская речь, сложно излагать свои мысли. Можно, конечно, попытаться «натаскать» к ЕГЭ, но если десятиклассник не может понять, что такое причастие, деепричастие, это уже трудно исправить. «Угадайки», тестовые задания ушли. Требуется хороший лексический запас, чтобы ответить на экзаменационные вопросы, например подобрать синонимы.
Усиленно учить русский надо начинать не в 11-м и даже не в 10-м классе, а в начальной школе. Больше читать с детства.
К сожалению, в республике игнорируют право учеников выбирать родным русский язык. Мои дети учатся в лицее №1 Магаса, я написал соответствующее заявление, и на меня теперь смотрят как на врага. А ведь у нас много детей, переехавших из центральных регионов России. Им приходится учить ингушский».
Мнение преподавателя
Профессор кафедры международного права, правосудия и правоохранительной деятельности Пятигорского государственного университета Фёдор Валяровский:
«ЕГЭ - один из примеров заимствования англо-санксонских подходов в образовании, как и почти все тестирования. Это механический подход, при котором личностные особенности не учитываются, нет общения преподавателя с учеником. Многие считают это плюсом. Но они исходят из того, что экзаменатор или учитель пристрастен. Профессионал же всегда хочет увидеть в экзаменуемом личность. При классическом экзамене он отмечает, как построена речь, как себя ведёт человек, замечает потенциал, даже когда экзаменуемый переволновался.
Я работаю в образовательной сфере более 25 лет, принимал экзамены в самых разных вариантах. Поколение ЕГЭ слабее в плане знаний, хотя умных ребят по-прежнему много, просто они иначе подготовлены. ЕГЭ – по сути, натаскивание, которое не развивает мыслительный аппарат, не пробуждает желание искать знания. Не говоря уже о том, что это колоссальный стресс, который может оставлять психологические травмы.
Сейчас общество поворачивается к традиционным ценностям, в том числе в образовании. Возможно, это коснётся и экзаменов».
Личный опыт
Студентка 1-го курса Софья Иванова (Ставрополь):
«Перед самым первым экзаменом у всех руки тряслись: нас же запугивают в школе, мол, везде камеры, через полгода посмотрят и если увидят шпаргалку, отчислят из вуза. На самом деле камеры были только две на весь класс - впереди и сзади. В туалет сопровождающий не заходил, ждал рядом. Слышала истории, что в некоторых школах подставные ученики просили помочь с ответами, и тех, кто давал шпоры, удаляли с экзамена. У нас такого не было. Некоторые пронесли с собой справочники. Одна девочка списала в туалете сочинение по обществознанию с телефона. Спрятать мобильник несложно. На входе не так тщательно обыскивают, как в аэропорту. Рамка пищит почти всё время, и можно сказать, что у тебя железная пряжка. Но всё же это риск, я бы не советовала так делать. Тем более в некоторых школах ставят глушители, и мобильный интернет не ловится.
Советую хорошо поесть перед экзаменом и взять с собой воды. Можно также прихватить шоколадку, но без фольги, чтобы не шелестела. Обязательно готовьтесь. Это можно сделать и без репетитора, с помощью сайтов по решению типовых заданий и роликов на YouTube. И помните: ЕГЭ не самое страшное, в университете экзамены каждые полгода».