На Северном Кавказе физических и математических школ очень мало, можно пересчитать по пальцам одной руки. Специализированные учреждения есть во Владикавказе и в Грозном. Где учиться одарённым детям из других регионов? А может, прав глава Сбербанка Герман Греф, который назвал такие образовательные центры пережитком прошлого?
Уже неделю страна обсуждает это его заявление. По словам топ-менеджера, если увлечься подготовкой математиков и программистов, то будет такой же переизбыток, как юристов и экономистов.
Гениям скучно
Преподаватели физико-математического лицея-интерната в Северной Осетии с этим утверждением не согласны. По словам замдиректора интерната Нелли Маргиевой, углублённое изучение математики не отменяет всё остальное. На неё выделяется больше часов. Но детей не натаскивают на решение типовых заданий, как при подготовке к ЕГЭ в обычной школе, а развивают логическое мышление и учат решать нестандартные задачи.
Возможно ли это в обычной школе или в центрах дополнительного образования?
«Одарённым детям учиться по стандартной программе не интересно. Учитель на уроке им просто не может уделить должного внимания, – считает Маргиева. – Чтобы человек развивался, он должен находиться в конкурентной среде. В обычной школе им не с кем соревноваться, не хватает соперничества и мотивации».
Но в профильные школы дети должны идти по собственному желанию. Иначе это будет ад и для них, и для родителей, которые не сопоставили свои амбиции с возможностями ребёнка.
«Мы отбираем способных ребят по всей республике. Они живут в интернате, а по выходным ездят домой, – рассказывает замдиректора. – Хотя бы одна такая школа в каждом регионе, я считаю, должна быть».
В тройке лучших астрономов
В Ставропольском крае нет физико-математических школ. Одарённым ребятам приходится нанимать репетиторов или поступать в центры дополнительного образования, где многое зависит от конкретного преподавателя. Десятиклассник из будённовской гимназии №7 Иван Хадеев, как считает его мама, никогда не стал бы бронзовым призёром последней Международной астрономической олимпиады в Коломбо, если бы не методист отделения физики ставропольского центра «Поиск» Андрей Гетманский.
В школе Иван сначала увлекался экологией, занимался шахматами, писал стихи. А в сентябре прошлого года с головой погрузился в астрономию.
«Мы искали преподавателя физики и математики за пределами Будённовского района, нужен был высококвалифицированный специалист, и нашли в Ставрополе Андрея Александровича. Он преподаёт физику и курсы астрономии, – говорит Иван. – Я начал у него учиться и стал побеждать на олимпиадах. Собираюсь поступать в физико-технический институт. Хотелось бы внести свой вклад в науку: решить какую-нибудь теорему, найти доказательства чему-то, сделать открытие или как-то ещё оставить след в истории».
Теряем лучшие умы
И всё же один преподаватель не может заменить целую физико-математическую школу для одарённых детей. Несколько учеников Ольги Шалиной из частной математической студии были вынуждены покинуть Ставропольский край, потому что не нашли здесь классов с достаточно высоким уровнем преподавания точных дисциплин.
«Трое моих учеников после девятого класса поступили в физико-математические школы в Москве и Саранске. У них там по 8-9 уроков в день, много лабораторных работ, преподаватели высокого уровня, в классах есть призёры олимпиады. Я считаю, что в Ставрополе должна быть хотя бы одна физико-математическая школа или профильные 10-11 классы, в которых могли бы по совместительству работать преподаватели университета», – говорит Ольга Александровна.
После уроков – к репетитору
Физико-математические классы в крае есть, вот только в большинстве из них уровень преподавания, по мнению родителей, хромает. Дети ходят на уроки физики, алгебры, геометрии и параллельно занимаются с репетиторами.
«У моего сына Ильи была «пятёрка» по физике, он считался способным учеником. Но на олимпиаде в восьмом классе не смог преодолеть даже школьный этап, – рассказывает мама десятиклассника Елена. – В девятом классе мы перевели сына на семейную форму обучения, он начал заниматься с репетитором. Сейчас учится в Саранске, в специализированном лицее. Мы могли бы, конечно, и дальше платить репетитору, но это дороговато. И в «Поиске» ему тоже предлагали заниматься только на платной основе».
Сын ставропольчанки Светланы тоже собирается уехать, потому что в городе, как считают его родители, нет хорошей школы.
«Я сама работаю в системе образования, и качество обучения даже в центрах допобразования для одарённых детей меня не очень устраивает, – говорит женщина. – Там больше натаскивают отстающих от школьной программы. Для математически одарённых детей школ нет. Это показывают и результаты олимпиад. Ученики классов с физико-математическим уклоном занимают почётные места, только если дополнительно занимаются с сильным репетитором. В других регионах, как заметил мой сын, участвуя в выездных физико-математических школах, уровень преподавания математики намного выше».
Сын жительницы Ставрополя Аллы Марьясовой Тимур мечтает поступить в аэрокосмический или авиаконструкторский вуз. Но в родном городе ему доступна только частная математическая студия.
«Есть сильные школы в центре города, но туда из Юго-Западного района, где мы живём, сложно добираться. Мы хотели перевести сына в физико-математический класс одной из школ неподалёку, но потом пообщались с учениками и поняли, что там уровень преподавания физики тоже невысокий», – говорит Алла.
В Карачаево-Черкесии и Ингушетии специализированных школ для юных физиков и математиков нет. Так что и там переизбыток специалистов с техническим уклоном маловероятен.
Комментарий
Доктор физико-математических наук, профессор ЧГУ Шервани Солтаханов (Грозный):
«Сейчас уровень подготовки абитуриентов, идущих на технические специальности, намного ниже, чем в советское время. Качество школьных знаний сильно упало по всем предметам. В Грозном есть математическая школа, но даже там нужно больше часов выделять на профильный предмет.
Фундаментальная математика – это основополагающая наука. Ещё Ломоносов сказал, что математику нужно учить, потому что «она ум в порядок приводит». Она нужна всем, в том числе экономистам. Единственный математик, которому дали Нобелевскую премию, – это Леонид Канторович. Он получил её за линейное программирование, то есть применение математики в экономике.
К сожалению, в последние годы интерес к науке всё меньше. Мы с трудом набираем абитуриентов на физико-технические факультеты даже на бюджетные места. Думаю, переизбыток этих специалистов нам не грозит».
Мнение эксперта
Профессор КБГУ, доктор физико-математических наук Мурат Хоконов (Нальчик):
«Я категорически не согласен с Германом Грефом. Его заявление меня тревожит, потому что к нему прислушиваются.
Мой опыт говорит, что физико-математические школы не только дают качественное образование своим ученикам, но и поддерживают высокие образовательные стандарты в регионе. Я учился в школе с углублённым изучением английского языка в Нальчике. Мой одноклассник Андрей Гейм стал нобелевским лауреатом по физике. У нас математику преподавали на очень высоком уровне, потому что в городе была специализированная физико-математическая школа, и мы старались конкурировать на олимпиадах, равняться на их программу.
Сейчас в Нальчике такой школы нет. Есть центр дополнительного образования «Солнечный город», но, я считаю, этого недостаточно. Раньше у нас были специализированные школы при университете, работала заочная физико-математическая школа.
Через такие школы прошли многие из тех специалистов, которые сегодня находятся на переднем крае науки, обеспечивают высокий технологический уровень страны. Самые продвинутые среди студентов ведущих российских технических и математических вузов – это как раз те, кто получил профильное школьное образование.
Открытия делают единицы, но чтобы двигаться вперёд, нужна работа тысячи специалистов. Снизим их количество до сотен, и открытий станет меньше на порядок. Таких школ и так осталось мало. Я считаю, что их уничтожение может нанести удар по национальной безопасности.