Опрос учеников 5-11 классов в православной Свято-Никольской классической гимназии в Кисловодске показал, что 80% детей считают книги жизненно необходимыми. Но почему же читают они меньше, чем их сверстники лет 20-30 назад? 67% ребят ответили, что у них появилось более интересное занятие - погружаться в Интернет.
Как возвращают утраченную любовь к книгам православные педагоги, «АиФ-СК» рассказали библиотекарь Инна Михайлова и педагог Анастасия Чеканова.
Отобрать гаджеты?
Современные дети стали значительно меньше читать, потому что они растут в несколько ином мире - цифровых технологий, онлайн-общения, у них формируются совершенно иные ценности и появляются другие возможности, полагает Инна Михайловна. Кроме того, она напоминает, что родители тоже перестали читать. А если ребёнок не видит перед собой пример мамы и папы, то вряд ли чему-то научится.
«Полностью согласна с Инной Германовной: очень важен пример родителей, которым сейчас некогда не только читать, но даже общаться с детьми, - подтверждает учитель русского языка и литературы Анастасия Чеканова. - Если бы они делились впечатлениями о книге, прочитанной в детстве, обсуждали её, то таким образом могли бы заинтересовать своих чад».
Ещё одна причина, как считают сотрудники гимназии, отсутствие удобной электронной библиотеки, в которой дети могли бы подобрать литературу по своим интересам. Желательно, чтобы она была доступной по цене или совсем бесплатной. Печатные книги сейчас стоят так дорого, что многим просто недоступны.
Почти половина детей при анкетировании, которое провела Анастасия Чеканова, предложили отобрать у них гаджеты и запереть в комнате с книгами.
«Удивительно то, что это говорят не родители и педагоги, а сами дети. То есть они знают, как выйти из этой ситуации. Ребята понимают: в Интернете достоверность сведений далеко не всегда стопроцентная. Книга же до сих пор остаётся непреложным авторитетом. Если мы прочли информацию в энциклопедии, то в её точности никто не сомневается», - добавляет педагог.
Найти интересный момент
По наблюдениям Анастасии Викторовны, интерес к чтению зависит и от возраста учеников. Обычно до девятого класса - это принудительное чтение произведений школьной программы. Дети говорят, что многое им непонятно, но всё-таки читают ради хорошей оценки.
«А учащимся 9-11 классов необходимо понимать литературу, - говорит учитель. - Когда изучаем произведения большого объёма, например «Войну и мир», я выбираю какой-то интересный момент и объясняю его на примерах из нашей жизни. Или говорю кому-то, к примеру: «Ты сегодня Чацкий». Мы читаем произведение по ролям, и каждый может побывать на месте литературного героя, мысленно пережить обстоятельства, в которых тот оказался. И ребята начинают задумываться, я вижу интерес в глазах».
Иногда дети признаются, что произведение скучное, педагог с ними не спорит. Ведь большая часть произведений школьной программы всё-таки рассчитана на взрослую аудиторию. В том же «Дубровском», которого изучают в шестом классе, поднимаются важные общественные проблемы.
И всё же преподаватель нацеливает ребят на классику, потому что в ней описана вся наша жизнь, даны ответы на те вечные вопросы, с которыми может столкнуться любой человек.
«Ещё даю ребятам задание писать свои сочинения, пусть даже нескладные, с речевыми ошибками. Для меня важно знать, какие мысли возникли после прочтения произведения. Если не понравилось, то пусть объяснит почему. Поначалу было сложно, но потом дети поняли, что, кроме меня, эти сочинения никто не читает. Это их раскрепостило, вызвало доверие. Они делятся довольно интересными соображениями», - считает Анастасия Чеканова.
Экскурсии по местам, связанным с Лермонтовым, Пушкиным и другими писателями, приближают учеников к ним, как к реальным людям. Посещают гимназисты и уголки Кисловодска, описанные в «Герое нашего времени». В гимназии хотят создать клуб любителей литературы, чтобы дети делились впечатлениями о прочитанном и советовали сверстникам книги.
«Необходимость в этом есть у самих детей. Хочется, чтобы живой огонёк в глазах разгорался», - сказала учитель.
Кушать и слушать
Для решения проблемы чтения библиотекарь использует нестандартный приём - слушание книг во время еды.
«Наши гимназисты завтракают в две смены. И в это время им читают вслух литературу, а они слушают, - рассказывает Инна Михайлова. - Мы выбираем православные книги, обычно небольшие рассказы, которые можно прочесть за 20 минут. Не могу сказать, что это волшебный приём, который действует на всех детей. Но если из пятидесяти человек более десяти внимательно слушают - уже хорошо. Потом некоторые ребята прибегают в библиотеку, чтобы более подробно познакомиться тем, что услышали. Когда директор гимназии, протоиерей Иоанн Знаменский благословляет трапезу, всегда призывает детей рассказать родителям о том, что им сегодня читали во время завтрака. Некоторые ученики так и поступают».
Для чтения в столовой выбираются жития святых, детские рассказы на разные темы, интересные объяснения природных явлений. Недавно библиотекарь читала, как делается бумага. Больше всего ребят поразил тот факт, что в год на каждого человека уходит свыше 150 килограммов бумаги. Слушают они всегда с удовольствием, ведь литература подбирается по возрасту.
«Заинтересовать ребёнка можно всегда, - убеждена Инна Германовна. - Некоторые родители стимулируют денежным вознаграждением за каждую прочитанную книгу, игрушками, шоколадками».
От фильма - к книге!
В библиотеке и учебных кабинетах устраиваются тематические книжные выставки к юбилейным и памятным датам, пишется сценарий. Ребята знают, что в конце мероприятия они получат призы и с удовольствием отвечают на вопросы.
День православной книги 14 марта - для гимназии особый праздник. Его активно отмечают в каждом классе и обязательно вспоминают первопечатника Ивана Фёдорова.
Старшеклассники участвуют в конференциях, посвящённых православным писателям, делают доклады. В прошлый раз учащиеся старших классов посмотрели фильм митрополита Илариона Алфеева «Библия: что надо о ней знать и как правильно читать».
Затем состоялась викторина на проверку знания Священного Писания, книг Ветхого и Нового Завета. В день православной книги проводятся и общегородские познавательные семинары для педагогов из разных школ.
Также библиотекарь практикует показ художественных фильмов. После просмотра «Земли Санникова» ребята загорелись желанием почитать книгу. Такой же результат дают и другие киноленты. Инна Михайлова считает, что это эффективный способ заинтересовать детей чтением.
СПРАВКА
Первая на Северном Кавказе православная Свято-Никольская классическая гимназия основана в 1992 году при Свято-Никольском соборе Кисловодска. Она имеет государственную аккредитацию и является единственным в Ставропольском крае образовательным учреждением конфессионального направления, где выпускники 11 класса получают аттестаты государственного образца.
Наряду с предметами федерального государственного образовательного стандарта, гимназисты изучают основы православной веры и классические языки (английский, церковно-славянский, греческий, латинский). Каждую неделю они участвуют в Божественной литургии, несут алтарное и клиросное послушания. В праздничные дни гимназисты исповедуются и причащаются.
Ребята занимаются в детском православном театре, в различных кружках и спортивных секциях.