Подростки-лихачи с ветерком гоняют на питбайках по улицам российских городов. Однако их экстремальные забавы часто плохо заканчиваются. 7 октября в селе Прасковея на Ставрополье 13-летний питбайкер не уступил дорогу легковушке и врезался в неё. Его госпитализировали с множественными травмами. Меньше месяца назад в регионе после страшного ДТП с бетономешалкой погибли два несовершеннолетних парня: водитель мини-мотоцикла и его пассажир. Как остановить череду детских смертей на дорогах — узнал «АиФ-СК».
Снесла бетономешалка
Роковая авария произошла в Михайловске, всего в 15 км от столицы Ставропольского края. Два питбайка мчались по асфальтовой дороге мимо частных домов, когда на перекрёстке на них выехала бетономешалка. Большегруз снёс мотоциклистов, и те разлетелись в стороны.
Питбайками управляли мальчики 13 и 15 лет. С одним из них был 16-летний пассажир. По информации краевой Госавтоинспекции, грузовик ехал по главной дороге. Подростки должны были остановиться перед злополучным перекрёстком и пропустить фуру. С места аварии мальчишек госпитализировали с тяжелейшими травмами. В тот же день не стало 15-летнего Максима, а через шесть дней — сидевшего вместе с ним Артёма.
16 сентября в станице Советской Кировского округа в больницу попали 15-летний питбайкер и его 14-летняя пассажирка. Парочка неслась по дороге и въехала в легковушку. Её 29-летний водитель должен был уступить мини-мотоциклу, но не сделал этого. Школьники попали в больницу. Благодаря усилиям врачей девочка чудом выжила. Она получила серьёзную открытую черепно-мозговую травму, поскольку ехала без шлема.
С января по июль 2025 года в авариях с питбайками в России погибли свыше 30 подростков. Пострадали — больше 2 тыс. человек. Оказаться на больничной койке — не везение. По словам ставропольских врачей, после таких ДТП реанимобили привозят пациентов с комбинированными травмами: переломами, повреждениями внутренних органов и мозга. Дети становятся инвалидами.
Сделаны для грязи
Питбайки не мотоциклы, а спортинвентарь, как футбольный мяч. Они меньше и легче стандартных внедорожных мотоциклов: весят от 50 до 100 кг. Есть даже модели для детей от шести лет.
Мотоциклист-эндурист Алексей Прокопенко рассказал «АиФ-СК», что для управления питбайком не нужны права и ПТС. Такая техника предназначена только для езды по мотокроссовым трассам или специальным закрытым площадкам.
«В тёмное время суток эти мини-мотоциклы не видны другим участникам движения: у них нет фар, стоп-сигнала, поворотников и габаритных огней, — перечисляет собеседник. — На питбайках нет зеркал заднего вида, а резина на них предназначена только для езды по пересечённой местности и грязи, чтобы цепляться за камни и грунт. На асфальте они неуправляемые: на повороте их заносит и заваливает набок, при резком торможении передним тормозом обычно подламывается переднее колесо. Этот спортинвентарь в принципе не рассчитан для высоких скоростей или трюков на асфальте».
Подростков это не смущает, а отсутствие серьёзного наказания только раззадоривает. Штрафы не превышают 30 тыс. рублей. Если технику заберут на штрафстоянку, то родители без проблем вернут её своему чаду.
Питбайки, порой разгоняющиеся до 100 км/ч, детям зачастую покупают именно мамы и папы. Приобрести их так же легко, как и велосипед. На маркетплейсах мини-мотоциклы стоят от 25 до 120 тыс. рублей. Домой их привозят уже собранными. В комментариях довольные родители делятся, как подарок пришёлся по душе их 12—13-летним детям.
Иногда подростки тайно и в складчину копят на мини-мотоцикл. Год назад в Невинномысске друзья разбились во время своего первого заезда по улицам города. Один мальчик погиб на месте. Семья об опасном увлечении сына не знала.
Нужны секции и треки
«Чтобы забрать детей с дорог, нужны площадки. Но в крае их мало. Ребятам негде выплёскивать адреналин, — говорит президент мотофедерации Ставропольского края Татьяна Губанова. — С одной стороны, здорово, что парни выбирают здоровый и активный образ жизни, регулярно тренируются. Ведь для езды на кроссовых мотоциклах нужна хорошая физическая форма. С другой — они не знают ПДД, рискуют своими жизнями и пугают других участников движения».
По мнению Татьяны Губановой, найти управу на подростков-лихачей можно, если ужесточить правила продажи питбайков и достучаться до родителей юных мотоциклистов. Сажать детей на такую технику ради забавы нельзя, это не игрушка, говорит президент мотофедерации края. Хотят заниматься спортом — пусть идут в секцию под руководство опытного тренера, учат теорию и оттачивают технику езды. Но есть условие: питбайки к месту тренировки или соревнований должны ехать в прицепах, а это многих не устраивает.
Аналогичной позиции придерживаются все опрошенные изданием эксперты. В советские годы, говорят они, подростковую потребность в острых ощущениях удовлетворяли секции мотокросса при ДОСААФ.
В 2024 году отделение мотоспорта открылось в Ставрополе на базе городской спортивной школы по велоспорту. Там занимаются 25 человек. 15 из них — дети. По сравнению с числом тех, кто гоняет по городу, — капля в море.

На Ставрополье, как рассказали «АиФ-СК» в минспорта края, есть шесть мототреков: в Минераловодском, Шпаковском, Александровском, Красногвардейском, Петровском округах и в Невинномысске. Один из них — в 18 км от Ставрополя, в селе Пелагиада, хорошо известный спортсменам «Экстрим Парк», больше не используется для региональных и всероссийских соревнований.
«Прорабатывается вопрос о выделении земельных участков для создания новых специализированных мотодромов, предназначенных для тренировок молодёжи», — поделились в ведомстве.
В промышленной столице за питбайкеров взялись старшие товарищи. Инициативная группа мотоциклистов при поддержке главы города Михаила Миненкова бесплатно обучает подростков мотокроссу на Невинской горе и помогает с выбором правильной экипировки. Без неё на трек не допустят. По словам учредителя мотоклуба «Эстрим» и организатора гонки «Тропа кабана» Владимира Воропинова, многие ребята стали уходить с улиц на мототрассу. Значит, погибших и пострадавших в авариях детей станет меньше.
«Нашу работу отметили в ГАИ и в администрации города, — с гордостью рассказывает Владимир. — За четыре года мы раскатали тропы и подготовили треки от простого к сложному. Они идут через всю гору, их протяжённость составляет 20–25 км. На этой локации можно кататься, не создавая проблем на дорогах, и использовать мотоцикл по его прямому назначению».
КСТАТИ
Если питбайк оснастить зеркалами, фарами и прочими важными элементами, зарегистрировать в ГАИ и получить на него ПТС, он перестаёт быть спортинвентарём и приравнивается к мопеду или мотоциклу. Зависит от объёма двигателя и максимальной скорости.
У мопедов и скутеров объём двигателя внутреннего сгорания не должен превышать 50 куб.см, а электродвигатель 4 киловатт. У мотоциклов он больше этих значений. В случае, когда объём двигателя мотоцикла превышает 125 куб.см., а скорость 100 км/ч, управлять двухколёсным транспортом могут только совершеннолетние водители с правами категории «А». В остальных — достаточно категорий «M» и «A1», получить которые можно с 16 лет.
На усовершенствованном питбайке, как и на мопеде, скутере и мотоцикле можно ездить по улицам города. Передвигаться на них по велодорожкам и тротуарам запрещено.
Полицейские Ставрополя нашли виновника наезда на 15-летнего питбайкера
В Михайловске подростки на питбайках врезались в бетономешалку, один погиб
На Ставрополье инспекторы ДПС поймали подростка без прав на питбайке
Двое подростков разбились в Невинномысске на купленном втайне питбайке