Представители школы каменщиков-реставраторов «Наследие» в Ингушетии рассказали об уникальном предмете, найденном при археологических раскопках ещё в конце лета. В башенном комплексе Нижний Пуй обнаружили навершие посоха жреца, изготовленное из рогов серны. Подробнее об артефакте — в материале «АиФ-СК».
Водил дважды в год
Ценный для учёных предмет долгое время находился в шестом склепе башенного комплекса Нижний Пуй. Сооружение располагается на правом берегу реки Асса в Джейрахском районе Ингушетии и входит в состав Джейрахско-Ассинского музея-заповедника.
Навершие посоха мастер выпилил из целых рогов серны в виде трезубца. Один элемент и деревянная часть не сохранились. Украшали трость четыре серебряных бубенца.
«Найденные с навершием серебряные бубенчики — местного изготовления. Для XVII-XVIII веков это очень тонкая работа. Её качество говорит о том, что среди ингушей в те времена были искусные ювелиры, которые передавали мастерство из поколения в поколение. Мы нашли наковальни для серебра и золота, специальные молоточки и небольшие зубила, чтобы делать насечки и орнаменты на драгоценных металлах», — говорит руководитель школы каменщиков-реставраторов «Наследие» Рамзан Султыгов.
Специалисты считают, что найденное навершие осталось от посоха, которым мог пользоваться один из последних в Ингушетии служителей языческого культа. Есть сведения, что местные жители молились природным божествам вплоть до 1930-х годов.
«По преданиям, у общины был свой жрец, который дважды в год водил её на вершину горы к храму. Они могли подниматься для молитв и к святилищу Дялите на горе Цей-Лоам, и к храму Гурмте на горе Гурма», — рассказывают археологи.
Главным божеством у ингушей тогда считался Дяла, которому приписывали сотворение мира. Следом в иерархии шли старшие божества — громовержец Села и богиня плодородия Тушоли. Младшие покровительствовали людям и помогали им в бытовых вопросах.
Любимую трубку выкинул
Последним практикующим жрецом Ингушетии считают Элмарза Хаутиева, уроженца села Шоан в долине реки Армхи у входа в одноимённое ущелье — самое высокогорное в республике. В государственном музее изобразительных искусств региона хранится его портрет Хаутиева, написанный Аюпом Цуроевым.
Дошедшие до наших дней сведения о жреце зафиксировали со слов его земляков и современников. В частности, их собрала в своей статье ингушская писательница Аза Базоркина.
В старину статус духовного наставника мог получить лишь зрелый, статный и здоровый мужчина, которому исполнилось не менее 40 лет. Сколько было Хаутиеву, когда он стал жрецом Шоанского ущелья, неизвестно. Элмарз, по воспоминаниям знавших его людей, отличался плотным телосложением и незаурядным умом, был привлекательным и тщательно за собой следил.
Хаутиев считал, что сладкое укрепляет кости, поэтому часто лакомился мёдом. Любил он и жирную еду, которая, по его мнению, давала силу. В меру увлекался копчёным курдюком, макая его в толокно, ел баранину, сваренную в молоке.
Ингушский жрец пользовался огромным авторитетом среди соплеменников и их давних недругов — хевсуров, живших на северо-востоке Грузии. От них он получил в подарок трубку, с которой редко расставался.
Свои религиозные обязанности Хаутиев исполнял на протяжении 77 лет — приносил жертвы, возносил молитвы, толковал сны и предсказывал будущее. Нередко ему приходилось улаживать споры и примирять враждующих.
«Даже когда все ингуши приняли ислам, Элмарз всё продолжал соблюдать древние обряды. Он в одиночестве выносил на площадку перед храмом свой священный белый флаг на шестигранном шесте, увешанном колокольчиками — земной символ верховного бога Дяла, и возносил древние молитвы, или уходил в Хевсуретию, где молился вместе с хевсурами. Он исступленно повторял, что не предаст веру предков до смерти», — рассказали в музее Ингушетии.
Есть сведения, что Хаутиев перешёл в ислам в 117 лет. Чтобы принять это важное для себя решение, жрец замуровал свой белый флаг, выкинул любимую трубку и 40 дней постился в пещере. Всё это время он пил только студёную родниковую воду, чтобы духовно очиститься. Вернувшись, он начал молиться Аллаху вместе с односельчанами, но продолжал служить и богу Дяла.
Чтобы укрепиться в новой вере, Элмарз дважды совершил хадж в Мекку — в 1905 и 1908 годах. Перед первым паломничеством он снова духовно очищался в течение 25 дней — поселился в пещере и каждый день окунался в горную реку. На тот момент ему могло быть уже 139 лет.
В Саудовской Аравии Хаутиева подлечили лучшие лекари. В Мекке он основательно изучил основы ислама и подружился с шейхом Джамалейлом.
После поездок к мусульманским святыням Хаутиева стали называть Элмарз-хаджи. На родине он продолжал выполнять функции народного судьи и разрешал конфликты.
В последние годы жизни долгожитель ослеп и тяжело болел. Скончался последний в Ингушетии жрец в 1923 году, по неподтверждённым данным, в 157 лет. Хаутиева относят к неверифицированным долгожителям, так как во времена, когда он жил, документов ни у кого не было.

Священник призвал ставропольцев остерегаться эзотериков и гадалок
Хиджаб, никаб и другие виды головных уборов у мусульманок. Инфографика
Протоиерей Ставропольской епархии высказался против постройки крематория
Что нельзя делать на Ивана Купала и в рождество Иоанна Предтечи 7 июля?