По некоторым данным, когда-то все жители Осетии были мусульманами. Сегодня - лишь незначительная часть. О том, когда появился ислам на этой территории, как развивался и как чувствует себя в преимущественно христианской республике сегодня - в интервью «АиФ-СК» с муфтием Северной Осетии Хаджимуратом Гацаловым.
Сначала арабы, потом - советская власть
Ислам Текеев, «АиФ-Северный Кавказ»: Хаджимурат Харумович, когда в Северной Осетии появились первые приверженцы ислама?
Хаджимурат Гацалов: Впервые ислам пришёл на территорию республики в VII-VIII веках с сахабами - арабскими воинами, сподвижниками пророка Мухаммада. Они дошли до Дербента. После столкновений с местными племенами многих из них похоронили в Южном Дагестане. Некоторые подразделения обошли Кавказские горы со стороны Грузии и попали в Осетию через ущелье, названное ими Дарьял (дар уль-алан), в переводе - «аланские ворота». И кавказские, и арабские историки пишут, что аланы тогда очень тесно познакомились с исламом, некоторые приняли его.
Российский востоковед Надежда Емельянова в своей монографии пишет, что в XVII-XVIII веках почти все жители Осетии были мусульманами, но это утверждение до сих пор подвергается сомнениям. Первые десять генералов армии Российской империи из осетин были магометанами. Исповедовали ислам и родоначальники знатных осетинских фамилий. Однако его позиции после окончания Кавказской войны были ослаблены из-за ухода части горцев в Турцию и другие зарубежные страны.
В советское время ислам подавлялся. Имамов репрессировали, в числе тех, кто подвергся гонениям, были и оба моих деда. В тот период религиозные знания передавались из уст в уста. Не было ни школ, ни литературы.
- С какими сложностями столкнулись после окончания советского периода? Что изменилось?
- В 1994 году было создано Духовное управление, объединившее мусульман республики, вышел закон о свободе совести. Но почти все мечети были разрушены в период советской власти либо во время Великой Отечественной войны. Некоторые из них уцелели благодаря тому, что использовались в качестве хозяйственных объектов. В их числе - Суннитская мечеть во Владикавказе, мечети в Беслане и Зильги.
Не было грамотных людей, пастырей, которые обучали бы основам религии остальных правоверных. Знания народа об исламе были мизерными. Не обошли Осетию стороной и чеченские кампании, сюда доходили отголоски радикальных настроений.
Сейчас у нас много молодых людей, отучившихся в исламских заведениях соседних республик и ставших имамами.
Мы восстановили почти все разрушенные мечети или построили вместо них новые. В храм в селе Эльхотово во время Великой Отечественной войны попала бомба. В прошлом году реконструировали его по старым фотографиям.
- Какие проблемы стоят перед вами сейчас?
- Необходимо восстановить мечети в сёлах Заманкул и Ногкау. Хотим построить новую большую мечеть во Владикавказе. Решаем вопрос о выделении земли. Имамов нам по-прежнему не хватает. Надеемся в будущем укомплектовать наши общины имамами - по несколько человек в каждой.
Нужны нам и свои религиозные учебные учреждения, чтобы молодёжь обучалась основам ислама в родной республике. Сейчас есть лишь воскресные школы при мечетях.
С соседями живут дружно
- Сколько сейчас в республике мусульман и кто они по происхождению?
- Ислам исповедуют около 200 тыс. жителей республики, или 20-25%. Практикующих из них - одна треть, по моим подсчётам. Остальные причисляют себя к мусульманам, но их приверженность религии проявляется только во время крупных праздников.
Половина всех мусульман республики живёт в сёлах, другая - во Владикавказе. Основная часть - это осетины. Есть ингуши, татары, турки-месхетинцы, кабардинцы, балкарцы, много представителей Дагестана, армяне и русские. В Пригородном районе проживают почти все ингуши, а кумыки - в Моздокском районе, основная часть осетин-мусульман живёт в Ирафском, Кировском, Правобережном районах и во Владикавказе.
- Точную цифру назвать сложно. Всего в республике сейчас насчитывается около 250 тыс. мусульман. Однозначно выросло по сравнению с 2011 годом число молящихся. Если раньше рассчитанная на 500 человек мечеть во Владикавказе не заполнялась, то сегодня столько же мусульман молится и перед мечетью. Для тех, кто не поместился внутри, мы обустроили подвальное помещение.
- Как у мусульман республики складываются взаимоотношения с соседями - приверженцами христианства, традиционных осетинских верований и др.?
- Отношения добрососедские и доброжелательные. В республике не было каких-либо конфликтов на религиозной почве. Люди спокойно живут вместе. Много межконфессиональных браков, семей, где детей воспитывают родители разных религий.
- Сейчас в республике между православными и представителями традиционной осетинской веры существуют некое напряжение? Как реагирует на эту ситуацию мусульманская умма?
- Я считаю, что напряжения нет, ситуацию нагнетают несколько человек с обеих сторон. Лично мне, как мусульманину, неприятно видеть, что некоторые люди берут на себя такую «миссию» - разобщать и разъединять народ. Этого делать нельзя ни при каких обстоятельствах.
На одном языке
- А власти республики как взаимодействуют с религиозными объединениями?
- Прежний глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров был мусульманином и не скрывал этого. Но, как руководитель республики, был равноудалён от всех религиозных общин. То же самое можно сказать и о нынешнем главе региона Вячеславе Битарове.
- Вы активно пропагандируете идею «соработничества мусульман и православных». Что она предполагает и удаётся ли её осуществлять?
- Мы живём на одной земле и являемся единым народом. На этой основе мы и должны вести соработничество - укреплять ценности интернационализма, многоконфессиональности и веротерпения. Хотелось бы создавать совместные программы, чтобы люди видели, что все верующие в республике едины и преследуют одни и те же благие цели.
- При вас в республике с июля 2014 года начала выходить газета «Осетия. Голос ислама на русском языке». Какие статьи в ней публикуются и планируете ли в будущем выпускать её на других языках?
- На 90% она состоит из материалов на религиозную тематику. Переводить на другой язык мы пока её не собираемся, так как смысла в этом я не вижу. Сейчас она выходит на русском языке, который общедоступен для всех мусульман республики.
- Сотрудничаете ли вы с управлениями мусульман республик СКФО и другими религиозными организациями? Есть ли совместные проекты?
- В координационный центр мусульман Северного Кавказа входят представители всех духовных управлений округа. Совместных проектов с другими религиозными организациями у нас нет, к сожалению. Несколько лет назад проводили детские лагеря для мусульманских и православных детей. Есть идеи других проектов, но возможности их осуществить я пока не вижу. Совместные проекты проводим и реализуем только с духовными управлениями кавказских республик.