Примерное время чтения: 9 минут
619

Заложники боевиков. Как Ставрополье столкнулось с этим видом терроризма?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-СК 16/11/2022
На борту Ту-154 в 1991 году в заложниках оказалось 178 человек.
На борту Ту-154 в 1991 году в заложниках оказалось 178 человек. / Музей авиаремонтного завода АРЗ №411 / Из архива

31 год назад, 9 ноября 1991 года, Басаев захватил самолёт с пассажирами и улетел в Турцию, чтобы устроить пресс-конференцию о положении в Чечне. Это был один из первых терактов с заложниками на Ставрополье. Что последовало за ним и как удалось прекратить практику захвата мирных людей боевиками?

Вместо Екатеринбурга - в Анкару

Ноябрь 1991 года. Из СССР уже вышли все республики, кроме Казахстана. Страна разваливалась на глазах. Такая же судьба могла постигнуть Россию - мятежный экс-генерал Джохар Дудаев уже провозгласил независимость Чеченской Республики, расправился с легитимным Верховным Советом Чечено-Ингушетии и провёл «президентские выборы», возглавив сепаратистский анклав. 7 ноября президент России Борис Ельцин ввёл там чрезвычайное положение. Через два дня последовал ответ - захват заложников в Минеральных Водах.

9 ноября группа вооружённых боевиков, в числе которых был тогда ещё никому не известный Шамиль Басаев и лётчик Сайд-Али Сатуев, проникла на борт пассажирского самолёта ТУ-154, который собирался вылетать из Минеральных Вод в Екатеринбург. Террористы взяли в заложники 178 человек - пилотов и пассажиров и потребовали лететь в Турцию.

«Долго с ними торговались, - вспоминает бывший транспортный прокурор Минвод Юрий Гебель. - Они требовали денег и освобождения из мест лишения свободы кого-то из своих приспешников. Осуждённого привезли, деньги передали. Они полетели в Турцию».

В обмен на освобождение заложников бандитам в Анкаре позволили дать пресс-конференцию, на которой они заявили, что выступают против чрезвычайного положения и вероятного введения войск в Чечено-Ингушетию. Затем они на том же самолёте улетели в Грозный.

Пассажиров же пересадили на другой лайнер и доставили в екатеринбурский аэропорт Кольцово. Это было уже 10 ноября.

Первую громкую вылазку Басаева называют самым бескровным его терактом. Следующий тоже прогремел на весь мир, но уже как самый крупный: в 1995 году он захватил больницу с роженицами и ещё сотни мирных жителей на улицах Будённовска. В результате атаки на мирный город погибли 129 человек, 415 были ранены. Позже Басаев, уже не участвуя лично, взял на себя ответственность за захват заложников в Москве,в театральном центре на Дубровке, в 2002 году и за самый бесчеловечный теракт - в 2004 году в школе  Беслана.

Судили по старому кодексу

Но начинались захваты заложников именно с бескровных акций на транспорте.

«На моей памяти угоняли пять вертолётов и два самолёта, а также автобус, приехавший из  Владикавказа в 1988 году, - рассказывает Юрий Гебель. - Авиатранспорт был самой удобной целью: вылетел - и через 40 минут ты уже за пределами СССР, а потом и России .

Каждый захват я принимал близко к сердцу. Помню, однажды террористы получили деньги и вертолёт, взлетели и разбрасывали пачки купюр с воздуха. Видимо, хотели посмеяться над нами, оскорбить власть. Главной их целью, конечно, были политические требования. Но заодно они требовали денег, на которые собирались жить за границей, закупать оружие и средства поражения».

Чаще всего, вспоминает экс-прокурор, бандиты сначала захватывали автотранспорт, а на нём уже ехали в аэропорт. Настоящими именами представлялись редко, чаще называли прозвища, но оперативники их потом всё равно вычисляли и задерживали либо ликвидировали, если они оказывали ответное сопротивление. Сатуев и Басаев были ликвидированы.

«Мягкие, по мнению прокуратуры, приговоры террористам опротестовывали. Но надо учесть, что процессы шли в рамках действовавшего тогда уголовного права. В нём ещё не было террористических статей, - напоминает Юрий Гебель. - Захватчики отвечали, как правило, за преступления против государства и строя».

Предложил детей заменить собой

Прокуроры документировали захваты заложников, фиксировали следы, собирали доказательства вины. Но иногда и сами участвовали в освобождении людей. Бывший минераловодский межрайонный прокурор Олег Клишко оказался первым из начальства силовиков у захваченного 26 мая 1994 года автобуса под горой Кинжал. Вооружённые бандиты требовали предоставить самолёты, вертолёты и миллионы рублей, чтобы вылететь за границу.

«Напротив горы Кинжал работники ДПС остановили автобус  с заложниками, в основном женщинами. У некоторых были дети. Об этом мне сообщили по рации из дежурной части ГУВД, когда я на служебной «Волге» ехал на работу, - рассказал Олег Иванович. - Автотрасса со стороны города была перегорожена самосвалами. Автобус стоял в метрах 50 от заслона посреди дороги с заглушенным двигателем. Сержанты ДПС ничего о намерениях бандитов не знали и никаких действий не предпринимали».

Прокурор решил сам вступить в переговоры, чтобы выяснить планы бандитов и потянуть время. В этот момент подъехал начальник штаба ГУВД.

«Мы оба в штатской одежде подошли к автобусу со стороны водителя. Тот сидел неподвижно, с бледным лицом. Стекло было опущено. Из глубины салона появился небритый мужчина с автоматом и гранатой, - вспоминает прокурор. - Этот человек был страшно возбуждён. Я представился. В ответ он начал нецензурно выражаться, угрожать убийством. Потребовал два миллиона долларов. Я спросил, как он себе представляет этот выкуп, ведь в городе нет таких денег. В ответ опять - брань и угрозы перестрелять заложников».

«Угрозу чувствовал кожей спины, но был уверен - стрелять не станут, у них другая цель», - детали из прошлого живо встают перед глазами экс-прокурора.

К этому времени на место происшествия подтянулись журналисты, приехали медики и замминистра МВД СССР, находившийся в Кисловодске. Олег Клишко передал требования террористов и вернулся к автобусу. Подвезли какие-то таблетки, и бандиты взамен отпустили девочку лет восьми. После этого пришлось выполнить их требование и пропустить автобус в аэропорт. Но не на те полосы, которые в тот момент продолжали отправлять и принимать самолёты, а на резервную площадку для посадки вертолётов - Минводы-2.

Там переговоры с участием Олега Ивановича продолжались ещё минут 40. За это время журналисты раструбили по всей стране, что прокурор взят в заложники. «Жена и мама, которая жила в Хабаровске, услышали об этом по телевизору, переполошились. Неприятная история вышла, - вспоминает экс-прокурор. - На самом деле я вернулся в прокуратуру и обязал всех следователей приступить к сбору доказательств».

А в «Минводы-2» стянулись представители других ведомств, включая КГБ. Они продолжали беседовать с террористами всю ночь - надо было не только контролировать их поведение, но и заставить включить разум.

Ради спасения жизней людей требования в итоге выполнили. Боевики на вертолёте с деньгами улетели в Чечню, а вот там их уже встретил спецназ и задержал.

«Все они получили большие сроки, - говорит Олег Иванович.

Рамки безопасности и диалог с тейпами

После теракта в Беслане массовых захватов заложников в России больше не было.

Как этого удалось добиться?  По мнению Олега Клишко, главной победой было решение вопроса о политической власти в Чечне. «Оттуда выбросили всех наёмников, которые использовали республику как полигон для совершения преступлений. Боевикам больше не на что было опираться», - анализирует он.

Юрий Гебель добавляет, что с тех пор создана действенная система борьбы с террористами, силовики стали работать на упреждение. А кроме того, проделана большая работа с обществом - старейшинами тейпов, религиозными лидерами.

«Нельзя сказать, что проблему решили в одночасье. Укрепили меры безопасности на транспорте, - говорит Юрий Викторович. - Например, на минераловодский вокзал сейчас на своей машине не заехать, как было раньше. Может быть, это и создало некоторые неудобства пассажирам, но зато отсекло возможность незаметно провезти опасный груз. Поставили рамки-металлодетекторы, стали проводить досмотры. Спецслужбы повысили уровень работы».


Справка

Большинство террористов, захватывавших людей в заложники, были либо задержаны после операции по освобождению, либо уничтожены.

Так, из 32 боевиков, захвативших школу в Беслане, в живых остался только один -  Нур-Паши Кулаев. Он был приговорён к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение.

Из банды Шамиля Басаева, удерживавшей заложников в больнице Будённовска, 16 боевиков были убиты там же, 30 - во время военных действий в Чечне, более 20 осуждены. Многие до сих пор числятся в розыске и время от времени попадают в руки правосудия. Так, в сентябре этого года Южный окружной военный суд приговорил Хазваху Черхигова, долгие годы скрывавшегося под чужим именем, к 12 годам колонии строгого режима за нападение на Будённовск. Его признали виновным по двум статьям Уголовного кодекса России и ещё по трём – Уголовного кодекса РСФСР, действовавшего в 1995 году, за бандитизм, совершение теракта, захват заложников, умышленное убийство и побег из мест лишения свободы (статьи 209, 205 УК РФ, а также 126.1, 102 и 313 УК РСФСР).

Благодаря профилактической работе органов власти, в том числе Антитеррористической комиссии Ставропольского края, а также профессионализму силовиков захватов заложников террористами с 2004 года в регионе нет.


Хроника захватов заложников на Северном Кавказе

  • 9 ноября 1991 г. - захват Ту-154 в Минводах.
  • Март 1992 г. - захват автобуса в Минводах.
  • 26 мая 1994 г.- захват автобуса «Владикавказ - Ставрополь».
  • 28 июня 1994 г. - захват автобуса «Ставрополь - Моздок» .
  • 28 июля 1994 г. - захват автобуса «Пятигорск - Ставрополь - Красногвардейское».
  • 14 июня 1995 г.  - захват больницы в Будённовске.
  • 21 сентября 1995 г. - захват автобуса в Махачкале.
  • 9 января 1996 г. - захват больницы в Кизляре.
  • 16 августа 1996 - захват автобуса в аэропорту Махачкалы.
  • 22 декабря 1996 г. - захват автобуса «Алмак - Хасавюрт».
  • 11 ноября 1998 г. -  захват самолёта Ту-154 «Махачкала - Москва».
  • 31 июля 2001 г. -  захват автобуса в Невинномысске.
  • 1 сентября 2004 г. - захват школы в Беслане.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах