Светлый праздник Пасхи для жителей села Безопасного Труновского района Ставрополья был омрачён досадными обстоятельствами. Люди, приехавшие навестить могилки родных, не смогли подъехать к кладбищу: сотрудники ДПС, перекрывшие дорогу, не пускали к нему ближе чем на 150 метров.
Стражи правопорядка аргументировали это требованиями безопасности. У людей сложилось мнение абсолютно противоположное. Возмущённые блокировкой подъезда к кладбищу, они пишут коллективные жалобы.
С угрозой для жизни
В Безопасном - два кладбища. Одно из них находится непосредственно в центре села, а второе - на выезде. По словам местных жителей, они никогда на бывают сильно перегружены. Даже в Пасху, когда наблюдается наибольший наплыв народа, сюда приезжает по несколько десятков машин, но для всех хватает места на стоянке. Вот почему возмущению селян, которым машины ДПС заблокировали подъезд, не было предела. На имя начальника Главного управления МВД по Ставропольскому краю генерал-майора полиции С. Щёткина они написали коллективное обращение. В нём, в частности, говорится:
«Контролировал эти мероприятия на месте лично начальник ОГИБДД ОМВД по Труновскому району майор полиции Пискачёв Александр Васильевич, который в ответ на наши просьбы пропустить автотранспорт на специально оборудованную площадку ответил категорическим отказом.
При этом Пискачёв А.В. распорядился отправлять автомашины для парковки под высоковольтную линию электропередач и на обочину трассы Ставрополь - Ростов-на-Дону, чем подверг нас опасности значительно большей, нежели та, от которой пытался «героически» нас оградить».
К слову, несколько лет назад блокировку дороги, ведущей на кладбище, ввели и в краевом центре. Людей это не радует, но свыклись. Тем более что проехать на кладбище можно спокойно на городском транспорте. Но то, что стало привычным для больших городов, в отношении села выглядит вредительством. И людей, которым, по сути, испортили праздник, можно понять. Численность населения в сёлах не чета городскому. Столпотворение машин здесь в принципе невозможно. А недальновидный приказ мог привести к непоправимым последствиям.
По словам очевидцев, ставить машины можно было где угодно - но только не на специально оборудованной стоянке. Вместо того чтобы выполнять свой долг по обеспечению безопасности населения, блюстители правопорядка создали для людей сплошные неудобства.
Более того, в Безопасном считают, что действия сотрудников ДПС, установивших патруль под высоковольтной линией передач, проходящей возле второго кладбища, могли привести к трагедии.
110 тысяч вольт - таково напряжение в местной ЛЭП. В инструкции по технике безопасности сказано, что по обе стороны от линии должна быть 20-метровая охранная зона, где запрещено находиться и людям, и транспортным средствам. Соблюсти это требование возле кладбища не представлялось возможным. А сотрудники дорожно-патрульной службы, нарушившие этот запрет, вместо того чтобы оградить людей от опасной ситуации, сами подали им пример.
Возможно, ответственные за принятие решения о блокировке руководствовались благими помыслами. Но результат был достигнут прямо противоположный, считают местные жители. Автомобили вдоль дороги ставили «как придётся». По словам очевидцев, выкарабкиваясь из машины, пожилые люди, нагруженные сумками, падали на обочину. Молодому человеку преодолеть 150 метров несложно, чего не скажешь о бабушках и дедушках, для которых каждый лишний метр превращается в проблему. Небезопасным было и движение в сторону кладбища, потому что многие приехали с детьми. А если, не дай Бог, кто-нибудь из малышни выбежал бы на трассу и попал под колеса? Кто ответил бы за трагедию? Люди, которых подвергли не только конкретным неудобствам, но и рискам, недоумевают, почему они становятся заложниками необдуманных решений.
Ближе нельзя?
В ГИБДД района - другое видение ситуации. Как сообщил майор полиции Александр Пискачев, служители правопорядка руководствовались приказом о проведении организационно-практических мероприятий.
«Здесь чётко прописано: оказать содействие органам местного самоуправления в разработке схемы организации дорожного движения в местах проведения мероприятий на подъездных путях и пешеходных маршрутах, - зачитал положение приказа Александр Васильевич. - Обеспечить контроль за безопасным передвижением транспорта и пешеходов. Во взаимодействии с органами местного самоуправления разработать временную дислокацию дорожных знаков, предусмотрев создание зон безопасности для парковки транспорта в местах массового пребывания граждан».
Приложение к приказу также предусматривает ограничение транспортного передвижения и исключение парковки постороннего транспорта в местах проведения мероприятий и на прилегающих к ним территорий. Ссылаясь на данные мониторинга, а также особенности подъездной дороги, в полиции посчитали, что на меньшем расстоянии к кладбищу ставить блокировку нецелесообразно.
«Если бы мы передвинули патрульную машину ещё ближе, то у людей, которые подъезжали к инспектору, не было бы возможности развернуться, - объяснил майор полиции. - Возникла бы аварийная ситуация. Я считаю, что мы сделали всё от нас зависящее, чтобы не только обеспечить безопасность, но и создать людям минимум неудобств. В частности, мы давали возможность водителям подъехать к самому кладбищу, чтобы выгрузить пассажиров».
Однако жителям Безопасного такая забота показалась, как минимум, чрезмерной.
«На Пасху я поехал с мамой, - пояснил Геннадий Золотарёв. - Родительнице моей 85 лет. Сотрудники, стоявшие под линией электропередач, мне говорят: «Старуху мог бы отвезти к кладбищу, а потом вернуться». Но как я её одну брошу? Так и пошли с ней вдвоём. Маму мою, Валентину Фёдоровну, такая прогулка не обрадовала. Они, старики, привыкли, что с их мнением никто не считается. Но мы-то понимаем, что так делать нельзя».
Недоволен блокировкой дороги и другой сельский житель.
«Я на Пасху на кладбище не хожу. Встречаю дома души умерших родных, - говорит Геннадий Якшин. - Но мои родственники, которые ездили на кладбище, были сильно возмущены. Раньше на прилегающей территории не было никаких условий, и никого это не волновало. А сейчас колхоз оборудовал площадку, поставил туалеты, но людей туда попросту не пустили. Тестю моему 82 года, тёще - 72, у неё артрит, еле ходит, и оба они были вынуждены идти пешком почти километр».
Житель Безопасного Николай Каширин побывал на кладбище в Пасху.
«Подъезжая, я увидел, что дорогу перегородила машина ДПС, - рассказал Николай Иванович. - Как и все, был вынужден поставить автомобиль и идти вдоль трассы пешком. Кому такое понравится, ещё и в большой праздник? Да никому!»
Призывают к ответу
Ещё несколько лет назад ведущая к кладбищу дорога, которую местные прозвали «последний путь», была совершенно разбита. Поэтому руководство базового хозяйства - СПК колхоза имени Ворошилова - приняло решение отремонтировать её.
«Последний путь» сельхозпредприятие привело в порядок исключительно за собственные средства. Чтобы люди не испытывали трудностей с парковкой, возле кладбища оборудовали стоянку. Привели в порядок территорию и возле второго кладбища. Сделали на совесть.
Проблемы пришли оттуда, откуда не ждали. И осадок после праздника остался очень неприятным.
Умалять роль блюстителей правопорядка на дороге нельзя ни в коем случае. Их бдительность позволяет избежать множества трагичных ситуаций. Они первыми приходят на подмогу, если случилось дорожно-транспортное происшествие. Но такие «акции», как в Безопасном, авторитета им не прибавляют.
Люди, возмущенные испорченным в святой праздник настроением, убеждены, что кто-то должен понести ответственность за происшедшее. Решения должны быть продуманными и компетентными. Только такой подход вызывает у людей понимание и уважение. А с мнением народа должны считаться и власть, и правоохранительные органы. Хотя бы потому, что и первые, и вторые содержатся на средства налогоплательщиков - народа.