Счётная палата России очень низко оценила эффективность работы Министерства по делам Северного Кавказа. До этого аудиторы жёстко критиковали подведомственную ему Корпорацию развития Северного Кавказа. Чем занимаются чиновники, работа которых обходится бюджету в десятки миллионов рублей в год?
Цели устарели
Одна из основных претензий Счётной палаты к министерству: уже четыре года не актуализируется Стратегия развития СКФО. На вопрос «АиФ-СК», как же ведомство работает по устаревшему документу, в Минкавказа ответили, что ориентируются на госпрограмму «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. Этот документ обновляется регулярно.
Стратегию же пообещали поправить в ближайшее время. Ориентироваться собираются на цели, поставленные прошлогодним майским указом президента страны, и утверждённую в феврале этого года Стратегию пространственного развития России.
Доктор экономических наук кавказовед Светлана Липина среди специфических недоработок называет отсутствие системного подхода в сотрудничестве между субъектами СКФО и единого для всех регионов округа горизонта планирования. Например, стратегии развития Дагестана, Осетии, Ставрополья и Чечни разработаны до 2025 года, Ингушетии - до 2030 года, КБР - до 2034, КЧР - до 2035 года. Принимались они в разное время, начиная от 2009 года и заканчивая 2016-м. Первые появились ещё до того, как была разработана стратегия для округа в целом.
Воду туристам - бочками?
Покритиковала Счётная палата министерство и за невыполненные задачи по сокращению безработицы и привлечению инвестиций. Однако ведомство своей вины и в этом не видит.
«Уровень безработицы в СКФО действительно остаётся выше среднероссийского, но он всё-таки снизился за прошлый год на 1,7%», - отвечают в министерстве.
Медленные темпы связывают с избытком рабочей силы, ведь на Северном Кавказе - самый высокий в стране естественный прирост населения.
Государственные инвестиции в регион приходят через «Корпорацию развития Северного Кавказа» и «Курорты Северного Кавказа», основными акционерами которых выступает Минкавказа. Но, как объясняют чиновники, федеральные средства в инвестпроектах с 2017 года составляют только 40%, остальное - зона ответственности субъектов.
«С 2014 года рост инвестиций в основной капитал на душу населения составил почти 9%, - говорится в ответе министерства. - Реализовано 30 инвестпроектов в АПК, промышленном секторе и сфере туризма. Построен завод по производству бетонных столбов в Кабардино-Балкарии, работает производство колбасной и пельменной продукции в Северной Осетии, там же открыт туристический комплекс с гостиницей в Куртатинском ущелье. Работает новый агропромышленный парк в Карачаево-Черкесии, запущен в эксплуатацию тепличный комплекс в Ингушетии. Все эти проекты при выходе на полную мощность дадут 2316 новых рабочих мест».
Однако некоторые проекты пока остаются пустыми декларациями.
«В прошлом году министерство заявило, что будет развивать цифровую экономику. Но я не заметил, чтобы оно помогало открывать предприятия, занимающиеся цифровыми технологиями, - говорит доктор экономических наук из КБР Гумар Батов. - В нашей республике министерство вроде бы поддерживает проекты по строительству завода по производству термопластика и возобновлению добычи на вольфрамо-молибденовом Тырныаузском месторождении, но результатов мы пока не видим».
Пробиться со своим проектом в программы министерства и «Корпорацию развития Северного Кавказа» и получить поддержку бывает очень непросто. Когда дагестанский бизнесмен Рамазан Рабаданов пришёл с идеей развития туризма на побережье Каспийского моря и попросил за государственный счёт построить там водопровод и канализацию, чиновники предложили ему поставлять воду… водовозами. И это в XXI веке!
Зачем такое министерство?
У многих жителей региона возникает вопрос: зачем вообще нужно министерство, наделённое полномочиями в отношении всех регионов округа, но не отвечающее, по сути, ни за один из них?
При этом содержание ведомства обходится налогоплательщикам в копеечку. Доходы министра Сергея Чеботарёва в 2018 году по декларации - 6,1 млн рублей в год, каждый из пяти замминистров задекларировал доходы около 5 млн рублей в год, семь директоров департаментов - по 2 млн в год, а ещё в министерстве масса помощников, советников и прочих специалистов с доходами 1-1,5 млн рублей в год. А «выхлопа» почти нет. И выводы Счётной палаты это подтверждают.