Примерное время чтения: 8 минут
332

Реальный план или мечты? Какой сценарий развития готовят Северному Кавказу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-СК 18/05/2022
Развитие туризма на Северном Кавказе сопряжено с рисками для экологии.
Развитие туризма на Северном Кавказе сопряжено с рисками для экологии. ВТРК «Архыз»

Правительство России утвердило стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года. О том, каким авторы документа видят ближайшее будущее округа и насколько реальны эти перспективы, выяснил «АиФ-СК».

Едут за работой

Развитие всего округа тормозит неоднородное развитие территорий, включая крупнейшие городские агломерации, считают авторы стратегии. 

«Ставропольская агломерация - одна из мощнейших в округе. Если включить в неё Невинномысск с его химзаводами и соседние сельскохозяйственные районы, агломерация станет ещё более привлекательной для бизнеса», - считает директор Северо-Кавказского филиала РАНХиГС Азамат Тлисов.

Одна из обозначенных в стратегии проблем - отток населения из регионов округа. За 2020 год уехали 9,1 тыс. человек. Приток наблюдался только в Ингушетии (+2,1 тыс. человек). 

«В 2020-м началась пандемия. Многие привыкли пережидать такие события в родных местах. Возможно, в Ингушетии это проявилось сильнее, чем в других регионах округа», - предполагает социолог АНО «Лаборатория общественных проектов» Александр Джадов

Эксперт уточнил, что жители Северного Кавказа по-прежнему покидают округ из-за нехватки работы и туманных перспектив карьерного роста. 

«Некоторые говорят, что предпочли бы работать в родных местах за 20-30 тыс. рублей, а не ехать в Москву зарабатывать по 70-80 тыс. рублей. Но нередко они вынуждены уезжать, потому что даже таких вакансий нет», - резюмировал социолог. 

Выманить из сумрака

Вместе с тем одной из актуальных проблем на Кавказе остаётся теневой бизнес. Для поддержки развития малого и среднего предпринимательства предполагается организовывать новые «белые зоны», в их числе индустриальные промышленные парки, где сконцентрированы все возможные меры господдержки, применяются налоговые преференции.

В частности, в Дагестане собираются создать «Город обувщиков», в Ставропольском крае - индустриально-технологический парк «Пятигорье». Похожие кластеры могут появиться в Карачаево-Черкесии для производителей текстильных изделий, в Северной Осетии - для изготовителей мебели, в Чеченской Республике – для аграриев.

Выманивать теневиков из серой зоны планируется с помощью льготных кредитов, расширения финансовой базы гарантийных фондов, снижения налоговой нагрузки.

Предпринимателям хотят предложить помощь в создании и продвижении интернет-магазинов через платформы-агрегаторы в поиске новых поставщиков сырья и оборудования. Период получения льгот при добровольной легализации должен, по мнению авторов стратегии, должен составлять не менее трёх лет. 

Соединить море и горы 

Туристическая отрасль, одна из приоритетных для развития  Кавказа, тоже частично находится в серой зоне. Даже легально работающие гостиницы принимают туристов без регистрации, скрывая официальную выручку. 

В зоне повышенного внимания по-прежнему «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус», «Матлас», «Армхи», «Цори», «Мамисон». Среди мер господдержки отрасли предлагают субсидии при создании модульных гостиниц, обустройстве пляжей, организации туристских маршрутов, строительстве или реконструкции объектов туристской инфраструктуры, а также продолжение программы кешбэков. 

Но развитие турсферы невозможно без решения проблем в смежных областях. В первую очередь требуется модернизировать транспортную инфраструктуру. Нужно завершить реконструкцию региональных аэропортов, построить морские причалы для круизных судов в Дербенте и Махачкале, организовать железнодорожные туры, обеспечить маршрутное сообщение между курортами и региональными аэропортами.

Один из главных проектов - автодорога, соединяющая северокавказские курорты с черноморскими туристическими центрами.  Также планируется строительство обходов крупных городов СКФО, в том числе Невинномысска, Черкесска, Прохладного, Владикавказа, Хасавюрта, Махачкалы, Дербента, Грозного, Минеральных Вод.

В отдельное направление выделено развитие транспортной системы крупнейших городских агломераций - Махачкалинской, Ставропольской и Кавминводской. Это расширение и реконструкция улично-дорожной, железнодорожной сетей, организация скоростного внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, парковок, велосипедного и пешеходного транспорта. 

Развивать туризм или беречь природу?

Однако при активном развитии туризма в СКФО возникают серьёзные риски для природных экосистем Северного Кавказа. Авторы документа опасаются, что атмосферу в районах экологического туризма ухудшит наплыв отдыхающих на автомобилях. Кроме того, при реализации инфраструктурных проектов и программ развития туризма могут пострадать ценные природные экосистемы без природоохранного статуса. 

«У экотуризма на Северном Кавказе большие перспективы, потому что заповедники, заказники и нацпарки занимают не менее 20% горных районов округа, - говорит глава союза туриндустрии СКФО Умар Айдинов. - Но популяризировать экотуризм нужно с особой осторожностью, чтобы не страдала природа. В экскурсионные программы, например, следует включить уроки бережного отношения к ней». 


Мнение эксперта

Доцент кафедры картографии и геоинформатики СКФУ Раким Махмудов:

«В стратегии сформулированы решения для сбалансированного пространственного развития регионов СКФО в части агломерации и сельской местности. Особенно важно было обозначить проблемы систем расселения в горных районах. Часть из них обозначена приоритетно в сфере туризма и АПК. Но комплексные планы по развитию инженерной и транспортной инфраструктур агломераций Северного Кавказа, приведённые в документе, требуют более конкретных решений и мероприятий по интеграции и взаимодействию как между субъектами округа, так и муниципальными агломерациями внутри регионов. К сожалению, в целевых показателях стратегии нет ни одного реально измеримого критерия эффективности межрегионального и межмуниципального сотрудничества субъектов.

Вместе с тем вопросы новых функций для сельских территорий и для агломераций остались открытыми. Какие они? Одним из направлений может стать развитие творческих (креативных) индустрий. Несмотря на то, что актуальность креативной экономики заявлена на самом высоком государственном уровне, в стратегии об этом нет ни слова. 

С учётом демографической специфики региона (почти треть населения составляет молодёжь в возрасте 15-35 лет) создание рабочих мест, новых стартапов, сверхмалых, малых и средних предприятий в сфере творческих индустрий и инноваций будет снижать миграционную убыль населения». 


Комментарий

Председатель кавказского политико-экономического клуба «Стратегия развития - 2050» Сергей Дохолян:

«Локомотивом развития СКФО пока остаётся Ставропольский край. У него есть потенциал, здесь реализуются наработки в различных сферах. Республики же находятся в дотационном состоянии, и можно даже говорить об их деградации, что связано с клановой системой управления, которая не позволяет формировать прорывные направления и способна только потреблять. Например, у Дагестана удвоился бюджет, но он который год не может освоить всю сумму именно из-за управленческих факторов. Если Ставрополье находится в середине рейтинга развития регионов, то Дагестан -  в конце. 

Исключение - Чеченская Республика, где эффективно осваиваются государственные инвестиции. Но у неё ограниченные возможности из-за маленькой территории, небольшой численности населения.  Практически во всех субъектах действуют только малый и микробизнес, у которого нет ресурсов для масштабных преобразований. Разве что в Кабардино-Балкарии развито садоводство, но и там проблемы - с хранением и переработкой продукции. 

На мой взгляд, недостаток всех стратегий в том, что на проекты закладывается небольшая сумма из федерального бюджета, очень маленькая из регионального, а основное финансирование должно лечь на плечи частных инвесторов. При этом вообще непонятно, какие именно инвесторы нужны, как конкретно для них будут минимизировать риски, чем привлекать. Получается принцип «напишем, а дальше разберёмся». Нужно чёткое разделение, кто чем занимается, с понятными преференциями и продвижением на государственном уровне». 


Точка зрения

Экономист Тимур Хубаев:

экономист Тимур Хубаев

«На Северном Кавказе уже были чемоданы бумаг и отчётов, протоколы о намерениях, сказки о строительстве медицинских и туристических кластеров, всяких «диснейлендов». На деле нет ничего. 

Обозначенные в стратегии показатели не могут быть выполнены, потому что нет достоверного планирования. В госорганах не хватает молодых специалистов, которые могут такие планы скомпоновать.

На мой взгляд, стратегия развития СКФО должна решать две проблемы - рабочие места и зарплата. Развивать округ нужно как единый производственный и самоокупаемый комплекс на основе партнёрства государства с семейными подрядами. За счёт льготных кредитов они смогут создавать хозяйства и малые предприятия в сфере гостеприимства.

Не стоит тратить бюджетные деньги на строительство мегакурортов и агрокомплексов, так как крупный бизнес на Северном Кавказе не обладает инвестиционной целесообразностью». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах