Ставропольский край вошел в пятерку наиболее благоприятных российских регионов для ведения малого и среднего бизнеса.
Таковы результаты ежегодного исследования «Индекс ОПОРЫ РОССИИ», подготовленного при участии Евразийского института конкурентоспособности. Вместе с тем «бизнес будет развиваться лучше тогда, когда власть будет обслуживать предпринимательство, а не наоборот. И когда количество бизнесменов во власти будет больше, чем сегодня», – убеждён депутат Думы Ставропольского края, член комитета по аграрным вопросам Айдын Ширинов.
Развитие малого и среднего бизнеса на Ставрополье стало главной темой очередного «круглого стола», состоявшегося по инициативе и информационной поддержке редакции «АиФ–СК». В течение двух часов представители Думы, Торгово-промышленной палаты Ставропольского края и «ОПОРЫ РОССИИ», бизнесмены и банкиры горячо дискутировали по вопросам господдержки и кредитования малого и среднего предпринимательства. Что могут сегодня предложить бизнесу власти и банки? Почему наш аграрный регион испытывает трудности с реализацией собственной сельхозпродукции? И чем объяснить непопулярность собственного дела у сельской молодёжи?
Чем поможет государство?
Год от года ширится спектр государственных и региональных программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Какова их эффективность?
– У всех на слуху программа субсидирования или рефинансирования 2/3 процентной ставки банка при предоставлении кредита, – говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец. – Эта программа довольно успешно работает уже не первый год. Но наряду с этим предприниматели по-прежнему слабо информированы о действующих программах поддержки и развития. Во всяком случае, у меня именно такое ощущение. Например, бизнесмены не знают о возможности компенсации подключения к электроснабжению при мощности до 500 кВт. Также есть компенсация ставки рефинансирования по лизингу. Всего в этом году на поддержку малого и среднего бизнеса было направлено 580 миллионов рублей, это общая сумма, включающая как региональные, так и федеральные деньги. Успешно работает и Гарантийный фонд. Из проектов, которые относятся к деятельности ТПП, хочу назвать «Бизнес-инкубатор», работающий в Ставрополе. Торгово-промышленная палата является его управляющей компанией.
– В крае действует программа предоставления грантов за счёт средств бюджета Ставропольского края начинающим малым инновационным компаниям и для создания инновационных компаний, – добавляет председатель Совета Ставропольского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Николай Сасин. – Сумма такого гранта – до 500 тысяч рублей. Со всеми этими мерами любой предприниматель может ознакомиться, зайдя на сайт министерства экономического развития края. Другое дело, как работают эти программы. Информированности предпринимателей не хватает. Необходимо, чтобы муниципальные образования выделяли в своих бюджетах средства на создание консультационных пунктов. Для того чтобы консультировать начинающих бизнесменов, помогать им готовить пакеты документов на предоставление субсидий. Если этой работой будет заниматься только краевой центр, то мы ничего не добьемся, периферия будет развиваться, как может и как умеет.
– У нас есть меры поддержки как в городе, так и в крае, и, в принципе, они работают, – считает зампредседателя краевой «ОПОРЫ РОССИИ» Павле Мрвалевич. – Однако у нас 116 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае. Из них порядка 14 тысяч – это юридические лица, остальные – индивидуальные предприниматели. В таких условиях поддержка носит точечный характер. Нужно создавать общую атмосферу развития бизнеса – вот это главная задача государства.
Покупай ставропольское!
Ряд представителей малого и среднего бизнеса традиционно испытывают трудности, связанные со сбытом продукции. Помогает ли в этом известная акция «Покупай ставропольское!»?
– Дело в том, что программа «Покупай ставропольское!» немного запоздала, – говорит депутат Думы Ставропольского края, член комитета по аграрным вопросам Айдын Ширинов. – Если бы начали на 15 лет раньше, может, мы бы и добились результатов. Программа начала действовать, когда весь край заполонили торговые сети и войти в рынок стало чрезвычайно сложно. Но мы забываем об одной вещи, которая прежде была одним из серьёзных локомотивов по продвижению продукции хотя бы на внутренний рынок, – это потребительская кооперация. Её и надо возрождать под эгидой программы «Покупай ставропольское!». Половина населения края проживает в сельской местности, эту нишу необходимо занимать. При этом нам есть на чей опыт равняться: например, в Новгородской области в потребкооперацию вовлечено более 30 тысяч человек, которые платят сотни миллионов рублей налогов.
– Эффективность акции «Покупай ставропольское!» в прямой зависимости от работы торговых сетей, – считает индивидуальный предприниматель Владимир Гаас. – Например, предприниматели Благодарненского района не могут сдать свою продукцию в сеть, и производители вынуждены выезжать в Волгоград или Элисту. Как выход: строительство своих собственных магазинов при производстве, но это дорого и долго.
– Нужно обращаться к опыту других регионов, – советует Николай Сасин. – Так, в Вологодской области предприниматели совместно с министерством экономического развития и при софинансировании из федерального бюджета запустили пилотный проект «Центр коллективной переработки». Аналогичное предложение по нашему краю мы уже готовим и будем с ним выходить на Думу Ставропольского края. В таком Центре каждый фермер со своим небольшим урожаем сможет его переработать и получить достойную цену – намного дороже, чем он вынужден сегодня продавать перекупщикам.
Аграрные парадоксы
Горячую дискуссию вызвало обсуждение вопросов, связанных с развитием малого бизнеса в аграрной отрасли. Что не удивительно, поскольку многие участники «круглого стола» знают о трудностях в этой сфере, что называется, из собственного опыта.
– Мы должны 80-90 процентов потребительского рынка в крае заполнять собственной продукцией, это продовольственная безопасность нашего Ставрополья, - убеждён Айдын Ширинов. – Представьте, что какую-нибудь крупную торговую сеть завтра купит западный производитель, и продукция на прилавках уже будет даже не из соседних регионов, а из других стран. Что касается развития малого бизнеса на селе, хочу привести такой пример. Я регулярно встречаюсь со старшеклассниками в районах. И за последние пять лет ни один школьник не сказал: я хочу открыть собственное дело. В большинстве случаев они все хотят уехать из села – в райцентр, в краевой центр, в Москву. Даже дети предпринимателей не хотят идти по стопам родителей. Да и сами родители не желают своим отпрыскам тех мучений, с которыми сталкиваются сами. Ведь обсуждая меры поддержки бизнеса, не нужно забывать и другую сторону: давление контролирующих органов, высокую стоимость энергоресурсов. Открыть крестьянско-фермерское хозяйство или зарегистрироваться частным предпринимателем – это самая лёгкая процедура. Дальше – гораздо сложнее.
Бизнес и социальные обязательства
– На бизнес сейчас ложатся все прорехи бюджета, – считает индивидуальный предприниматель из Александровского района Касим Мельзетдинов. – Не хватает средств для проведения детского мероприятия - привлекают спонсоров. Нужно создать спортивную секцию - идут за помощью к предпринимателю. Всё ложится на бизнес. Мы не против, мы тоже люди, и готовы помогать другим, но должно быть и соответствующее отношение к нам со стороны государства. Например, бизнес должен участвовать в обсуждении бюджета, в обсуждении региональных программ развития. А то получается, что нам готовят и предлагают меры поддержки, не спрашивая нас самих.
– Все программы поддержки бизнеса, существующие в Российской Федерации, нужно максимально использовать в нашем крае, – твёрдо убеждён президент Ассоциации предпринимателей, член правления «ОПОРЫ РОССИИ» на федеральном уровне Виктор Бондаренко. – Пятьдесят процентов населения страны должны работать в малом и среднем бизнесе, и чиновники на местах должны это понимать. А если предприниматели Ставрополья в поисках лучшей доли будут уезжать в другие регионы, то бюджет нашего края год от года будет только уменьшаться. Между тем бюджет страны за последние десять лет увеличился в 24 раза, прежде всего, в результате развития малого и среднего бизнеса. Я хочу, чтобы наши региональные и муниципальные власти понимали: если они не будут приглашать бизнес к сотрудничеству, не будут советоваться с бизнесом, бюджет не досчитается огромных сумм. Поскольку бизнес имеет свойство мигрировать, перемещаясь туда, где для него наиболее благоприятная ситуация.
Павел Зацепин, начальник отдела малого бизнеса Ставропольского филиала ОАО «Банк Москвы»:
– Банк Москвы предлагает клиентам малого бизнеса 7 видов кредитных продуктов – это быстрые беззалоговые кредиты на основе скоринговой системы анализа, два вида овердрафтов, два вида специальных кредитов на приобретение основных средств, кредит на пополнение оборотных средств и долгосрочный кредит на реализацию планов развития бизнеса. В разработке находятся еще четыре новых кредитных продукта. Они будут действительно уникальными, не похожими на то, что предлагают конкуренты. Среди них – продукты по работе с клиентами, работающими по госзаказу, и различные продукты по рефинансированию. Мы максимально оптимизировали наш кредитный процесс, и будем выдавать решения клиентам быстро. У нас комфортные требования по залогам и конкурентные процентные ставки – кредиты у нас дешевле, чем у ряда коммерческих банков.
Мы предлагаем отсрочку до 9 месяцев по погашению ссудной задолженности, клиент может получить беззалоговый кредит в размере до 1,5 миллионов рублей, либо не обеспечивать залогом эту же сумму при кредите в больших размерах. Основной подход, который Банк Москвы начал применять в новой программе кредитования, это возможность принятия решения на основе управленческих данных клиента. Кроме того, реализована возможность индивидуальных условий в зависимости от рейтинга клиента – чем лучше его финансовое положение, тем более интересные условия могут быть предложены по залоговому обеспечению и ценовым параметрам кредита.
Кредит до 5 миллионов рублей заемщик может получить в течение 4-5 дней. Само решение о предоставлении кредита принимается Банком в срок до 3 дней. Отмечу, что если клиент давно работает с Банком, то у нас практически 100%-ное одобрение получения нового кредита. Если вопрос только в отсутствии необходимого залогового обеспечения, то Банк Москвы предлагает беззалоговый микрокредит до 1,5 миллионов рублей.
Для клиентов, имеющих положительную кредитную историю в Банке Москвы, при повторном кредитовании возможно снижение ставки, более того, мы планируем внедрять программу лояльности для наших клиентов, в рамках которой планируется снижение ставок.
Зоя Тихомирова, управляющий Ставропольским отделением №5230 - филиала ОАО «Сбербанк России»:
– В этом году основной акцент в работе Сбербанка был сделан на активное стимулирование малого и среднего бизнеса региона, которому мы предложили целый ряд специализированных продуктовых новинок. Сейчас в банке действует 11 программ для малого и микробизнеса, из них 8 – с удлинёнными сроками и упрощёнными пакетами документов.
Надо сказать, предложения Сбербанка максимально точно попали в настроения предпринимателей и оказались очень востребованы. К примеру, только за девять месяцев текущего года ставропольские предприниматели получили от Сбербанка в качестве кредитной поддержки три миллиарда рублей. Думаю, что до конца 2012 года мы выдадим еще столько же, а ссудный портфель Ставропольского отделения банка по малому и среднему бизнесу составит порядка 20 млрд рублей.
Безусловно, нас радует растущая популярность предложений Сбербанка. Но мы также понимаем, насколько важна для бизнеса хорошо развитая инфраструктура. Поэтому мы не ограничиваемся лишь предложением продуктов, а сами формируем предпринимательскую среду, создаем условия для дальнейшего роста бизнеса. На это, кстати, ориентированы наши новые проекты «Деловая среда» и «Бизнес-старт».
К примеру, «Деловая среда» представляет собой виртуальную бизнес-площадку, где можно вести реальный бизнес, находить партнёров, поставщиков и новые рынки сбыта. А прозрачность сервиса и наличие прямого контакта с партнерами помогает предпринимателям отказаться от многочисленных посредников и уменьшить издержки производства.
Программа Сбербанка «Бизнес-старт» – пока единственная на рынке, которая позволяет начать свое дело с нуля. Ее особенность в том, что заемные средства предоставляются на открытие бизнеса по франшизе (их сегодня аккредитовано Сбербанком 37). Начальный капитал (до трех миллионов рублей сроком до 3,5 лет) и широкий выбор готовых решений для открытия собственного дела – хорошее подспорье для успешного старта новичков в бизнесе.
Есть у Сбербанка и специальные предложения для предпринимателей со стажем. Кредиты «Доверие» и «Доверие плюс» разработаны для наших лояльных клиентов. Это своего рода «скорая помощь» бизнесменам. К примеру, в рамках программы «Доверие плюс» можно взять до пяти миллионов рублей сроком на четыре года без залога и по минимальному пакету документов. Упрощенные условия сделали весьма популярными эти программы. С начала года Ставропольское отделение выдало уже больше 3800 кредитов «Доверие».
Михаил Смирнов, заместитель управляющего филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ставрополе:
– Кредитная политика банка «УРАЛСИБ» постоянно развивается. Для каждого вида бизнеса банк готов предложить широкую линейку кредитных продуктов, в том числе и беззалоговые кредиты. Индивидуальные программы разрабатываются и для компаний сегмента малого бизнеса и для крупных предприятий. В настоящее время процентная ставка по беззалоговому кредиту для малого бизнеса составляет 17,75%, без дополнительных комиссий, срок кредита до 2 лет. Беззалоговые кредиты также доступны и для среднего бизнеса. Банк предлагает девять программ кредитования, каждая из которых рассчитана на конкретные цели, связанные с бизнесом.
Банк «УРАЛСИБ» продолжает сотрудничество с ОАО «МСП Банк», которое позволяет выдавать кредиты нашим клиентам на срок до 5 лет, при процентной ставке 12,5% годовых на цели, связанные с финансированием инноваций и модернизацией бизнеса (к примеру, приобретение, ремонт, модернизация основных средств, расширение действующего производства, внедрение новых технологий).
Мы видим, что отношение к кредитованию постепенно меняется. Если раньше многие бизнесмены называли кредит финансовой «кабалой», то сейчас кредиты воспринимаются как реальная поддержка и помощь. Кроме того, «УРАЛСИБ» может предложить и индивидуальный график погашения кредита. Всё в руках самого предпринимателя. Сам процесс получения кредита для бизнеса стал проще, так как есть поддержка государства в виде субсидирования части процентной ставки, есть возможность использования услуг Гарантийного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства в крае, есть беззалоговые кредиты. Главное, чтобы бизнес демонстрировал готовность развиваться и показывал стабильные финансовые результаты, а мы всегда открыты для сотрудничества.
Заявку на кредит можно подать непосредственно в одном из отделений банка «УРАЛСИБ» или на сайте банка. Помимо заявки-анкеты на сайте размещен полный перечень необходимых документов для кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Себелева Надежда – управляющий Ставропольским филиалом Банка «Возрождение» (ОАО):
– С начала 2012 г. Наш банк активно сотрудничает с Фондом поддержки малого бизнеса. Фонд предоставляет субъектам малого бизнеса гарантии по кредитным обязательствам в качестве поручительства не более 50% от суммы основного долга по кредиту. Это позволяет при отсутствии необходимого залога рассчитывать на финансирование со стороны банка.
В настоящее время во всех отраслях региональной экономики наблюдается острая конкуренция. Это связано, в том числе, и с присутствием на ставропольском рынке большого количества товаров и продукции из других регионов России, и в недостаточной экспансии ставропольских товаров на российский рынок. Ведь за пределами края даже профильная продукция (минеральные воды, подсолнечное масло и пр.) очень ограниченно представлена в крупных федеральных торговых сетях, а в регионах нет большой концентрации покупательского спроса. Эти факторы, наряду с общей нестабильностью в экономике, создают дополнительные трудности, связанные со сбытом продукции ставропольских предпринимателей.
За последний год стоит отметить положительные тенденции в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Акции, подобные «Покупай ставропольское!», положительно сказываются на узнаваемости ставропольских брендов, однако, по нашему мнению, стоит уделять внимание более широкому кругу производимых товаров, привлекать к данной акции новых производителей, на уровне краевых властей способствовать продвижению ставропольских товаров за пределами края.
Специфика аграрного бизнеса заключается в его сезонности и зависимости от целого ряда факторов. Именно с этим связаны и трудности получения банковского финансирования малыми и средними предприятиями, задействованными в сельском хозяйстве. Как правило, коммерческие банки ограниченно предоставляют кредиты предпринимателям, 100% выручки которых формируется за счет производства сельскохозяйственной продукции.
Кредитование малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением развития многих коммерческих банков. В последнее время наблюдается рост конкуренции в данном сегменте, появление на рынке новых продуктов и решений для финансирования бизнеса. В то же время имеет место тренд на стабильный качественный рост по кредитному портфелю, в отличие от агрессивного роста в предкризисный период.
Как правило, представители малого и среднего бизнеса скептически настроены относительно страхования своего бизнеса. Прежде всего это связано с высокими тарифами на бизнес-страхование и нареканиями на работу страховых компаний. При этом, если предприниматель получает кредит с условием страхования имущества, жизни и пр., выгодоприобретателем будет являться банк.
Проблема невозврата кредита должна быть минимизирована на первоначальных стадиях рассмотрения кредитной заявки. Это качественно проведенная проверка клиента по линии службы экономической безопасности банка, а также компетентный финансовый анализ бизнеса. Для более удобного погашения кредита по каждому клиенту предоставляется возможность выбора графика с учетом динамики выручки.
Если говорить о кредите на создание бизнеса, то можно с уверенностью констатировать факт, что коммерческие банки на открытие бизнеса кредиты не выдают, в отличие кредитов на развитие бизнеса. Одно из основных требований к заемщику - это существование бизнеса не менее 6 месяцев. Сложность в получении кредита прежде всего зависит от его суммы, вида, а также глубины анализа бизнеса, что в конечном счете влияет на процентную ставку за пользование кредитом.
На правах рекламы