В октябре на Ставрополье всего за два дня в четырёх районах (Апанасенковском, Грачёвском, Кочубеевском и Шпаковском) произошло четыре ДТП. В них погибли четверо, в больницы попали семь человек.
На этот факт особое внимание обратила прокуратура Ставрополья. Общие цифры по ДТП в крае удручают: аварий только за 9 месяцев этого года зафиксировано 2120, что на 0,7% больше, чем за тот же период 2012-го.
Может, ужесточение наказаний за нарушение Правил дорожного движения «охолонит» нерадивых шоферов?
Напомним, минимальный штраф в сентябре вырос со 100 до 500 руб., максимальный – до 50 тыс. руб. Нетрезвых водителей будут наказывать на 30 тыс. целковых и лишать водительских прав на полтора-два года. Если нерадивые родители перевозят детей без специальных кресел, их оштрафуют на 3 тыс. руб. За причинение вреда средней тяжести «водил» могут заставить раскошелиться на 25 тыс. руб. Штрафы установлены и за превышение скорости, и за переход в неположенном месте.
Но, констатируют эксперты, чтобы кардинально переломить ситуацию, одних драконовских штрафов недостаточно.
Только через суд?
Прокурор Ставрополья Юрий ТУРЫГИН недавно констатировал: только через суд удалось заставить краевых чинуш принять краевую программу по профилактике ДТП. До этого на протяжении нескольких лет все замечания надзорного ведомства по этому поводу руководители края игнорировали.
Много претензий у прокурора Ставрополья и к краевому министерству дорожного хозяйства. Увы, несколько трасс регионального значения до сих пор не имеют стационарного искусственного освещения, там отсутствуют тротуары, не соблюдаются прочие условия безопасности дорожного движения. В этот перечень попали магистрали Солдато-Александровское-Андреевский-Георгиевск и Новозаведённое-Андреевский. Как и в случае с «просроченной» программой профилактики аварий, прокурорам пришлось апеллировать к Фемиде: в Промышленный суд Ставрополя поступил иск в защиту неопределённого круга лиц.
– Как правило, причины ДТП следующие, – говорит прокурор Ставрополья Юрий Турыгин. – Это нарушение правил дорожного движения водителями, неисполнение властями полномочий в сфере безопасности дорожного движения, плохое состояние дорог и др.
Много претензий к муниципалитетам, которые далеко не везде устанавливают дорожные знаки, плохо освещают улицы и др.
Но если у органов местного самоуправления часто элементарно не хватает денег на дорогостоящие «мероприятия», то различные ведомства, так или иначе несущие ответственность за то, что происходит на дорогах, нередко «мухлюют». Кабинеты медосмотра водителей зачастую не оборудованы необходимыми приборами, предрейсовый осмотр шоферов либо вообще не проводится, либо проводится врачами, не имеющими лицензий и сертификатов на такую деятельность. Вопиющий факт – в одном из районов осмотр производил… хирург.
На совести родителей
Ужаснее же всего то, что под колёсами гибнет всё больше детей.
– За 9 месяцев этого года в крае зарегистрировано 231 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 16 детей погибли и 243 получили травмы различной степени тяжести, – констатирует пресс-служба краевого УГИБДД. – В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост всех трёх показателей детского травматизма: на 13,8% выросло количество ДТП с участием детей, погибших и получивших ранения ребят стало больше соответственно на 14,3% и 9,5%.
Увы, среди маленьких жертв дорожных аварий большинство – это пассажиры. 75 несовершеннолетних не были пристёгнуты и не находились в специальных креслах, 12 человек передвигались на мотоциклах без шлемов. Да, немало в этом страшном списке и ребят, которые пострадали из-за водителей-нарушителей. Но сколько смертей и травм можно было бы предотвратить, если бы их матери и отцы не были такими беспечными…