Примерное время чтения: 20 минут
145

Программа модернизации здравоохранения не стоит на месте

Вёл заседание  первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края, заместитель председателя координационного совета Николай Пальцев.

С докладом о ходе реализации мероприятий программы выступил министр здравоохранения Виктор Мажаров, который отметил, что  Программа модернизации, явившаяся следующим этапом реформирования отрасли здравоохранения после приоритетного национального проекта «Здоровье», не имеет аналогов по масштабам, целям и задачам.

Только общая стоимость программных мероприятий, рассчитанных на два года, составляет 9 млрд. 856,2 млн. рублей. И в результате к 2013 году достигнет совершенно нового качественного уровня. За истекшие полгода был запущен сложный механизм модернизации по всем ее направлениям. Во-первых, это укрепление материально-технической базы: капитальный ремонт, приобретение медицинского оборудования. Ремонтные работы предусмотрены на 269 объектах  72 учреждений здравоохранения. В настоящее время проведены конкурсные процедуры, заключены контракты, начата их реализация на 267 объектах. В этом году на ремонт в ЛПУ выделяется 1 млрд. 100,3 млн. рублей.

На конец октября кассовый расход составил 177,7 млн. рублей, но это  не отражает истинного положения дел, так как   оплата ремонта, как правило, осуществляется  после сдачи отремонтированных объектов. И по оперативной информации, представленной  нам  ЛПУ, выполнение работ по капитальному ремонту составляет около 50% от объемов, предусмотренных Программой. Так, из-за  серьезных недоработок  сметной документации по

 Георгиевскому филиалу  Пятигорского противотуберкулезного диспансера, экспертное заключение получено в конце октября и только в настоящее время проводятся конкурсные процедуры.   Естественно это вызывает тревогу, поскольку  со  стесненностью  сроков производства работ, из  предусмотренных 26,0 млн. рублей в оставшиеся сроки  реально может быть освоено только 7,0 млн. рублей. По ряду причин возможно неосвоение 2,0 млн. рублей в  ходе ремонта здания  «Специализированный дом ребенка «Машук» в пос. Иноземцево. Такая же сумма средств под угрозой и в    «Ставропольском специализированном Доме ребенка», где выполнение ряда работ в осеннее-зимний период невозможно.  Поэтому   средства направлены на ремонт внутренних помещений, однако время, отпущенное на разработку документации,  конкурс и заключение контракта, безвозвратно упущено. Тем не менее,  у министерства есть все основания утверждать, что за оставшийся период 2011 года все средства на ремонты, кроме нескольких объектов, будут освоены. Нельзя не отметить, что муниципальные и государственные учреждения здравоохранения оказались в неравных условиях. ЛПУ в городах и районах значительно опережают в проведении ремонтов краевые учреждения, поскольку сметная документация на капремонт в большинстве муниципальных учреждений была изготовлена заблаговременно, и не подвергалась государственной экспертизе. В то же время государственные учреждения здравоохранения  не получали в течение трех лет средств на капитальный ремонт. В результате сметная документация разрабатывалась в ограниченные сроки, и содержала в большинстве случаев    значительные недоработки. Это явилось причиной организации государственной экспертизы, что, с одной стороны, повысило качество проектно-сметной документации, а с другой -  удлинило сроки разработки смет.

К тому же министерство здравоохранения, территориальные органы и учреждения здравоохранения не располагают возможностями для проведения ведомственного технического контроля как строительных работ, так и эксплуатации зданий и сооружений. У нас просто  нет необходимых специалистов. Наши ЛПУ, особенно крупные больницы, давно в санитарно-техническом отношении не уступают промышленным предприятиям, а соответствующими службами не располагают. В качестве примера можно привести Ставропольскую городскую больницу скорой помощи, которая имеет 105 систем вентиляции и 10 систем кондиционирования. В этой связи  принято очень правильное  решение о выделении из бюджета   края 11,57 млн. рублей для  привлечении специализированной организации для  строительного контроля за проведением работ по капремонту.  В результате  стоимость услуг при проведении конкурсных процедур может  значительно снизиться. По предварительным оценкам, в ходе конкурсов на капитальные ремонты в целом по краю может быть сэкономлено до 150 млн. рублей. Министерство  предлагает использовать сэкономленные средства на доработку проектно-сметной документации и ее экспертизу под объекты 2012 года.

Вторым направлением Программы модернизации в этом году является техническое перевооружение и дооснащение оборудованием на сумму 1221,6 млн. рублей 72 учреждений здравоохранения, в том числе 54 – муниципальных.  Государственные и муниципальные контракты заключены на сумму 961 млн. рублей. Планируется прибрести 4845 единиц оборудования и медицинской техники, что практически втрое больше, чем в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»: 2 компьютерных и 3 магнитно-резонансных томографов, 5 ультразвуковых аппаратов экспертного класса, 26 рентгеновских установок, 260 единиц реанимационного оборудования  и многое другое. Осуществляется закупка 162 единиц автомобильного транспорта.

Особое внимание уделяется сельскому здравоохранению. В текущем году  будут укомплектованы новым оборудованием 51 участковая больница, 76 врачебных амбулаторий и 74 фельдшерско-акушерских пункта.Уже поставлено 2383 единицы оборудования, которое монтируется, вводится в эксплуатацию и используется в интересах больных. В то же время  государственные учреждения, которым выделена большая часть средств Программы, имеют значительное отставание в сроках размещения конкурсной документации и, как результат, незначительный процент освоения выделенных средств. Причины вполне объективные -     переименования государственных учреждений здравоохранения в бюджетные,  постоянные изменения в законодательной базе, регламентирующей госзакупки.  

Также   ведётся работа по формированию 7 новых межмуниципальных многопрофильных центров,   переход   на научно разработанные стандарты. На их внедрение в 44 учреждениях здравоохранения края  в этом году запланировано 1829,8 млн. рублей.  Уже  разработан, и утвержден 21 медико–экономический стандарт по лечению заболеваний, преобладающих в причинах преждевременной смертности взрослого населения. Это сердечно-сосудистые, онкологические, бронхолегочные и некоторые другие заболевания,  тяжелые травмы головы. В стационарах края внедрены 28 стандартов оказания медицинской помощи  оказания медицинской помощи детям и новорожденным. Нельзя не сказать, что   эта деятельность, впервые осуществляемая на практике, протекает со значительными трудностями, как организационно-технического, так и субъективного характера. В результате запланированные вначале объемы перехода на лечение по медико-экономическим стандартам оказались завышенными и в настоящее время корректируются с учетом накапливаемого опыта.

Не менее важное значение   имеет решение кадровой проблемы. Переход на новые условия оплаты труда, зависимость заработной платы от эффективности и результативности работы во всех звеньях медицинской помощи, своевременная и качественная подготовка медицинских работников решаются одновременно с качественными изменениями оснащенности ЛПУ. Особенно остро сегодня   стоит вопрос социальной защищенности врача, особенно в сельской местности. Безусловно, планируемые на государственном уровне мероприятия по введению льгот на оплату коммунальных услуг на селе, выдача единовременного пособия в миллион рублей молодым врачам, приехавшим туда на работу, дадут хороший эффект. Однако на местах  муниципальным органам  власти нужно проявить озабоченность решением жилищных проблем медиков. Никакие льготы и даже обязательное распределение, о чем многие сегодня ратуют, не смогут закрепить кадры, и дефицит их будет только усугубляться. Сегодня число врачей в здравоохранении старше 55 лет почти втрое превышает число молодых специалистов в возрасте до 30 лет.

Программа модернизации дала новые возможности роста заработной платы специалистам, в первую очередь ведущим амбулаторный прием пациентов. На сегодняшний день у отдельных категорий врачей заработная плата выросла на 35 процентов, среднего медицинского персонала – на 22 процента. С 1 октября введены надбавки остальным категориям медицинских работников. У врачей надбавка составит до  2280 рублей, медицинских сестер и фельдшеров – до 1360 рублей, санитарок – до 80 рублей. И этот процесс будет продолжаться. В заключении необходимо отметить:    выявлены, и устранены слабые места в планировании, налажено сотрудничество с заинтересованными организациями,  прошли серьезную школу руководители ЛПУ.  И есть уверенность, что медики смогут выполнить задачи нынешнего года и достойно войти в очередной, 2012 года, этап реализации этого важнейшего проекта Ставропольского края.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах