20 октября исполнилось 105 лет со дня рождения Фёдора Перетятько — автора изваяний девушек с виноградом и снопом у Комсомольской горки в Ставрополе, которые стали визитной карточкой края. Он родился на Украине, учился в Москве, а на юг попал уже после войны, пережив нечеловеческие условия фашистского концлагеря, подорвавшие его здоровье. Как сложилась судьба скульптора, «АиФ-СК» рассказали близкие ему люди.
Скульптор на подводной лодке
Фёдор Перетятько прожил долгую жизнь — 87 лет — и запомнился ставропольцам как очень добрый и щедрый человек, хотя в детстве и юности хлебнул столько горя, что другой бы на его месте только ожесточился.
Родился он в селе Бодаква Полтавской области Украины. В юном возрасте потерял и маму, и папу.
«Почти год бродяжничал и попрошайничал, потом воспитывался в детском доме. После шестого класса получил профессию токаря. В свободное время рисовал», — говорится в справке Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.
В 1937 году Фёдор Перетятько поступил на скульптурное отделение Московского высшего художественно-промышленного училища. Но на втором курсе его призвали в армию. Студент попал в учебный Краснознамённый отряд подводного плавания им. С.М. Кирова в Ленинграде. К началу Великой Отечественной войны был подготовленным подводником и воевал в составе Черноморского флота. Однажды при высадке на берег экипаж попал в окружение. Перетятько был тяжело ранен и попал в плен.
Его отправили в один из лагерей-спутников Бухенвальда. Узников там использовали как рабсилу на немецком авиационном заводе Erla Maschinenwerk.
«В ужасном бухенвальдском концлагере, где погибли 56 тысяч заключённых, он каждую ночь ждал смерти», — говорит о скульпторе его бывшая спутница жизни Эмма Каравинская.
Потом заключённых перевели в концлагерь Флоссенбюрг. Свободу узникам принесли советские войска в победном мае 1945 года. Из лагеря Перетятько вышел худым, как тростинка.
В СССР Фёдор Иванович вернулся лишь летом 1946 года, так как сначала помогал демонтировать и вывозить заводское оборудование из Германии.
Доучиться в художественном училище в Москве ему не дал туберкулёз. Врачи отправили студента лечиться в Кисловодск. Там он и обосновался. На Кавминводах Перетятько действительно стало лучше, и в 1956 году он перебрался в Ставрополь, где ему предложили работу скульптора.
«Фёдор Иванович всю жизнь оставался стройным. Высокий, красивый мужчина. Говорили, что он и Эмма Павловна — самая красивая пара в Ставрополе», — рассказала «АиФ-СК» знавшая его много лет журналист Светлана Добровольская.
Диктор краевого радио Эмма Каравинская прожила с Фёдором Ивановичем 10 лет. После расставания они остались друзьями и вместе воспитывали сына.
«До конца жизни Фёдор Иванович периодически лечился от вспышек открытой формы туберкулёза в диспансерах», — говорит Эмма Павловна.
О войне, по её словам, он никогда не заводил речь, как и многие его ровесники.
«Для них этот период был полон ужаса и смерти, это была мясорубка», — объясняет Эмма Павловна. Она и сама застала военные годы. Ей уже 91 год.
Оживают в камне
А вот в творчестве к теме войны Фёдор Перетятько обращался не раз.
Ему оказался близок образ лётчика морской авиации Леонида Севрюкова, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза. Ставропольский парнишка совершил более 150 боевых вылетов, защищая Кавказ во время наступления фашистов. 28 апреля 1942 года он пошёл на таран немецкого бомбардировщика, летевшего на Новороссийск. Враг был сбит, но и 20-летний лётчик героически погиб.
Фёдор Иванович вылепил его дважды. Один бюст хранится в краевом музее-заповеднике, другой — с 1965 года стоит возле гимназии № 3 на улице Комсомольской в Ставрополе, где учился будущий герой.
Участникам Гражданской войны Фёдор Перетятько посвятил большую серию работ. После того как скульптор переехал в Ставрополь, в его мастерскую 1950-х годах наведался советский искусствовед Борис Бендик и увидел там целую «вереницу глиняных бюстиков».
«С глубоким, искренним уважением вспоминают ставропольцы своих прославленных земляков, чьи образы увековечены рукой талантливого скульптора, — написал Бендик в своём очерке. — Это генерал армии И. Р. Апанасенко, бывший командир знаменитой „Пролетарской бригады“; бесстрашный комдив Д. И. Жлоба, командовавший красноармейской „Стальной дивизией“; бывший командир полка 2-й Ставропольской дивизии П. Ипатов; отважный командир 3-й Кубанской кавбригады И. А. Кочубей; бывший командующий красноармейским отрядом, участвовавшим в освобождении Ставрополя, Ф. Г. Шпак».
Перетятько ваял бюсты героев Гражданской войны для разных населённых пунктов края. Так, в 1959 году в Невинномысске был установлен памятник повешенному в 26 лет белогвардейцами Ивану Кочубею, а 1970 году — бюст кавалеру ордена Красного Знамени Виктору Гофицкому в селе, переименованном в честь этого воина, в Петровском округе Ставрополья.
Символы отца и ангел сына
Для читального зала краевой библиотеки имени Лермонтова Фёдор Перетятько вылепил множество барельефов поэтов и писателей. А основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова, много лет прожившего в Ставрополе, запечатлел в виде бюста. Этот памятник с 1959 года стоит на главном историческом проспекте города — Карла Маркса. От грота под бюстом берёт начало улица Хетагурова, ведущая к центральному парку.
Чуть ниже этого места на проспекте — ещё две знаменитых скульптуры Фёдора Перетятько.
«На площади возле Комсомольской горки стоят две фигуры девушек: одна — с виноградом, другая — со снопом пшеницы. Это символы нашего сельскохозяйственного края, — рассказывает Эмма Каравинская. — Выше проспекта Октябрьской Революции, как продолжение проспекта Карла Маркса, выстроена красивая каскадная лестница с фонтанами, ведущая на Александровскую площадь, где стоит стела с Ангелом, созданным нашим сыном — Сергеем Каравинским».
Серёжа много времени в детстве проводил с отцом. Фёдор Иванович, по словам близких, был заядлым грибником и часто брал мальчика с собой в лес. Но ещё чаще приглашал в мастерскую. В итоге сын известного скульптора выбрал такой же творческий путь.
Сергей Каравинский окончил художественное училище, затем — академию художеств имени Сурикова в Москве. Стал на родине не менее знаменитым, чем отец. Талант передался и внукам Перетятько.
«Дочь Сергея Полина окончила на отлично художественное училище и живописное отделение педагогического института. Она преподаёт рисование и взрослым, и детям. Некоторые её ученики уже преподаватели, — рассказала Эмма Павловна. — Дочке Полины скоро исполнится 5 лет, и она с полугода рисует везде, куда может дотянуться: на стенах, дверях, окнах. Так что тоже пошла в прадеда — Фёдора Ивановича. Светлая ему память».





Красивых женщин в камне и живописи выставили в старинной усадьбе Ставрополя
Копию памятника «Кричащий мальчик» установили в Беслане к 20-летию теракта
Символу Башкирии, созданному осетинским скульптором, исполнилось 55 лет
Живописцу Ставрополья Павлу Гречишкину открыли памятник