Зима - хорошее время для домашних увлечений. Пока мороз рисует сизые узоры на окнах, можно взять кисть и создать красочный мир на бумаге. Как это сделать с помощью акварели, stav.aif.ru показал член Союза художников России Владимир Грибачёв.
1. Пигмент с мёдом и желчью
Имя акварели дали французы, переводится оно как «водянистая» краска. Она состоит из пигмента с растворимым связующим веществом - клеем, сиропом или мёдом. Могут в неё добавлять и бычью желчь.
«Её используют, чтобы задерживать высыхание краски» - поясняет Владимир Грибачёв.
Художники пишут более дорогой и качественной акварелью, чем та, что продаётся в канцтоварах для школьников. Особым уважением мастеров с советских времён пользуются наборы фирмы «Ленинград».
«В последнее время, правда, и они немного потеряли качество и цвет, в них стало больше химии», - считает Владимир Яковлевич.
В советские времена профессиональный акварельный набор стоил 1 руб. 20 коп. при стипендии будущего художника в 30 рублей. Сейчас коробка стоит больше 2 тыс. рублей, что несопоставимо со студенческим пособием.
2. Наскальная живопись
Акварельную краску, сами не осознавая это, использовали ещё первобытные люди. За 10 тыс. лет до нашей эры они раскрашивали рисунки животных в пещерах с помощью охры, угля и марганца.
На основе желтка делали акварель древние египтяне. Сначала расписывали гробницы, а потом освоили живопись на папирусе.
3. Ручного отлива
Большинство искусствоведов всё же ведут родословную акварели с момента появления бумаги в Китае. На бумажную основу водянистая краска ложится лучше всего. Поверхность не должна сильно впитывать, как промокательная бумага, и не должна быть глянцевой. Хорошо, если она фактурная.
Лучшую для акварелистов бумагу изобрели в XIII веке в Италии, в городе Фабриано. Эта фабрика до сих пор работает, выпуская продукцию с водяными знаками.
В России идеальную для акварели, по мнению художника, бумагу делают в Тверской области, в том числе ручного отлива.
4. Коровьи уши
Кистей в магазинах сейчас - на любой вкус и цвет. А вот в 1980-х годах они были в дефиците, и Владимиру Грибачёву пришлось делать их самому. Для акварели использовались коровьи ушные волосы, а для масляной и гуашевой живописи - свиная щетина, которую нужно было вываривать и обезжиривать.
Кисть при работе разными тонами надо тщательно мыть, поэтому воду меняют не один раз, расписывая бумагу. Кстати, рисование акварелью называется «письмом», хотя техника эта - на стыке живописи и графики.
5. По сырому или слоями?
Родоначальником многослойной акварели был немецкий художник Альбрехт Дюрер, живший в XV-XVI веках.
«Он писал лессировочно - наложением одного слоя на другой, - говорит Владимир Грибачёв. - Я больше люблю технику alla prima, то есть по сырому. Акварель сначала смазывается водой, бумага на планшете с наклоном, благодаря чем одна краска вливается в другую, и завершается картина за один подход».
Так как краска наносится влажной, при высыхании бумага может покорёжиться. Чтобы избежать этого, Владимир Грибачёв заранее смачивает её и закрепляет степлером на планшете.
В отличие от гуаши, поправить неудачно взятые цветовые отношения в акварели по-сырому почти невозможно. Появится многослойность, и цвет, по словам художника, может «погаснуть». Белые пятна нужно оставлять не закрашенными. По одному месту много раз кистью не водить, чтобы поверхность не пошла катышками.
Писать можно сразу по белому листу, а можно сначала сделать карандашный набросок - только не сильно давить на графит, иначе на готовом рисунке останется след эскиза.
6. Этюды и комплименты
Благодаря тому, что акварель быстро сохнет, художники часто используют её для зарисовок, которые лягут потом в основу будущих масляных картин.
Владимир Грибачёв делал такие этюды, например, путешествуя по каналам во Флоренции или в Рожкао, в КЧР. А его акварельные зарисовки Ставрополя перекочевали в календари, на открытки и в книги.
В XIX веке, когда фотоаппаратов ещё не было, кавалеры писали акварелью портреты и букеты в альбомах барышень из светского общества, сопровождая их стихотворными комплиментами. «Сейчас эти портреты стали документом эпохи», - говорит художник.
Акварельные краски со временем выцветают. Поэтому в художественных музеях, таких как Эрмитаж или Третьяковка, такие работы хранят за шторками. В Пушкинском музее в Москве акварели лежат в папках под калькой.
7. Год для профессионала
Много ли времени займёт освоение акварельной техники?
«Анна Остроумова-Лебедева, художница XX века, имея художественное образование и владея печатными видами графики, осваивала акварель год. Так что сказать, сколько потребуется времени любителю, сложно», - признаёт художник.