Ставрополец Николай Кузьменко – цыган, никогда не ходил в школу, но это не помешало ему поступить в духовную семинарию. Православные ценности он несёт сегодня в закрытые цыганские сообщества и помогает выстраивать диалог с обществом и властью. Что изменилось в жизни современных цыган – в материале «АиФ-СК».
Крестят, но не молятся
Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: Николай, вы учитесь на миссионерском отделении Ставропольской духовной семинарии и собираетесь проповедовать православие среди цыган. А как вы сами пришли к вере?
Николай Кузьменко: У меня были православные родители, которые всегда отмечали церковные праздники. Мать была дояркой, отец - кузнецом. Ковал подковы, бороны, культиваторы, запчасти на комбайны, тяпки, грабли. Они работали на молочно-товарной ферме в семейном подряде с моими тётями, дядями. Родители были люди простые, неграмотные. И я в школу не ходил. Некогда было - носил воду, фураж скоту. Тяжёлая была работа. Но я учился сам, по букварю. В семь-восемь лет меня стали посещать мысли о Боге, и я начал читать Священное Писание.
- Вас взяли в семинарию без школьного образования?
- По устному благословению епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона. Мои знания мне позволяют учиться.
- А ещё священники-цыгане в России есть?
- Есть, но они не занимаются миссионерской работой среди цыган. Я знаю о них из СМИ. В Ставропольском крае точно нет. Единственный очаг веры среди цыган - Благодарненское благочиние.
- Многие ли цыгане сейчас ходят в церковь и крестят детей?
- Крестят многие. 80 % цыган - православные. Но религиозности нам не хватает. Господь требует смирения, кротости, веры, и тогда он подаёт благодать. Нам её ещё надо заслужить. Однако психология цыган меняется. Народ начал обуздываться под властью Божией, хотя проблем ещё много.
Пляшут у дороги
- Цыгане у многих ассоциируются с бродяжничеством и попрошайничеством. Насколько распространён сейчас кочевой образ жизни? Приезжают ли таборы на Ставрополье?
- Это уже не таборы, а цыгане-квартиросъёмщики, которые сегодня живут здесь, а завтра там. Можно назвать это новым видом кочёвки, менее заметным.
- Общаются ли оседлые цыгане с приезжими?
- Когда они появляются, мы беседуем с ними и помогаем продуктами, лекарствами, если нужно. Сообщаем, если есть дети, которые нуждаются в опеке или находятся в опасности. Но такое нечасто случается, потому что даже бедные цыгане, без крыши над головой, стараются окружить ребёнка заботой. Он не бывает обузой.
- Часто именно с ребёнком на руках цыганки просят милостыню. Говорят, что за ними стоят криминальные группировки, что попрошайничество - это бизнес.
- Может быть, где-то это и бизнес, но на Ставрополье таких группировок нет. Всё, что собирают цыгане, идёт в семейный бюджет, на домашний очаг. Ну а то, что женщина просит с ребёнком на руках - это уже работа на публику. Мы боремся с этим, но искоренить это трудно, потому что такое поведение передаётся из поколения в поколение.
- Когда в Тульской области власти обрезали газ цыганскому посёлку, звучали обвинения, что цыгане торговали наркотиками. Насколько это распространенная проблема?
- Мы с Сергеем Гуденко, который возглавляет «Культурный центр цыган», не зафиксировали таких рассадников наркомании. Лично я считаю распространение наркотиков уничтожением основ православной веры. Если человек любит ближнего своего, он не будет никого пичкать отравой. Мне жалко мой народ, потому что мы и сами страдаем от алкоголизма, наркомании, особенно аптечной.
- Мне доводилось слышать жалобы на цыганскую общину в Красногвардейском районе: говорили, что цыгане воруют птицу, обчищают подвалы, хулиганят. Такое поведение порицается в цыганском обществе?
- Есть заповедь «Не укради». Человек должен прийти и попросить о помощи, если находится в критической ситуации. Но на самом деле таких инцидентов немного. И если человек стащит одну курицу, пойдут слухи, что пропали 20.
- Ваши старики могут одёрнуть набедокурившую молодёжь, как это делают на Кавказе, например, в Чечне?
- Слово старейшины не звучит уже у нашего народа так громко и уважительно, как 30-40 лет назад.
- Существуют ли цыганские бароны?
- Да, но надо понимать, как они появились. До революции в России был дворянский титул «барон», и цыган-конокрадов, которые воровали для знатных людей коней, называли баронами. Это было созвучно цыганскому слову «баро» - «большой».
- На чём держится их авторитет? Это богатые люди?
- Богатыми их трудно назвать. Но они считают, что вправе решать те или иные вопросы в цыганском обществе. Если лично у меня возникает проблема, я иду не к «баронам», а к юристам. И мне кажется, было бы лучше, если бы цыгане обращались в органы власти, брали документы в МФЦ и напрямую решали вопросы с государством. На мой взгляд, за несколько месяцев работы «Культурного центра цыган» уже что-то в нашей среде начало меняться. Плохо, что у нас мало лидеров, которые готовы вести просветительскую работу.
- Чем занимается «Культурный центр цыган»?
- Мы представлены в социальных сетях, наш адрес есть в Интернете. Стараемся работать с молодёжью: культурно адаптировать, трудоустраивать, хотя очень часто из-за национальности не берут на работу. Нужно менять не только психологию цыган, но и общественные стереотипы о них. Собираемся открыть кружки, создать музей, народный ансамбль, театр. Но я считаю, что танцы, пляски не очень эффективны. Цыганские дети танцуют и на трассе, и в подземных переходах за деньги, но это не говорит об их высокой культуре.
Зачем цыгану паспорт?
- Правда ли, что среди цыган до сих пор распространены ранние браки?
- Ещё лет 10-15 назад мальчиков женили в девять лет, девочек выдавали замуж сразу после полового созревания. Сейчас таких случаев мало, потому что ужесточилось наказание за связь с несовершеннолетними. Уважающие себя цыгане не ходят на такие свадьбы. Я не благословляю браки даже в 14 лет.
- Нет ли в ранних браках экономической подоплёки, например, желания получить калым? Читала, что цыгане больше рады дочкам, потому что они окупаются.
- Да, если девочка красивая. Традиция выплаты калыма сохраняется, и бывают довольно нескромные суммы. Но молодые люди сейчас поступают хитрее: влюбляются и бегут от родителей в другие города.
- Дают ли сейчас цыгане своим детям образование?
- Мало кто учится дальше девятого класса. Часто родители недооценивают талант своего ребёнка. По последней переписи, только на Ставрополье больше 30 тысяч цыган, и недоученных среди них больше, чем получивших образование.
- Знаю, что многие продолжают жить без паспортов.
- Паспорт для цыгана - как газета для человека, который не следит за новостями. Они, может быть, и хотели бы получить документ, но часто бывает, что паспорта нет и у матери. Как устанавливать личность, происхождение? Если матери это удалось, то ребёнку будет легче.
- Но детей-то регистрируют в ЗАГСе?
- Стараются, чтобы получать детское пособие. Многие уже использовали материнский капитал. Это очень хорошая социальная программа.
- Цыгане сохраняют свой родной язык?
- Да, в семье мы общаемся на цыганском. Это один из языков санскрита, обогащённый славянской лексикой. Астрахань, Волгоград, Краснодар, Воронеж, Липецк, Ростов, Ставрополь говорят на влахильском диалекте. Есть ещё в России диалекты сэрвэ, котлярэ. Они близки, примерно как украинский, русский и белорусский языки.
- А русский когда вы выучили?
- Не помню. Детей мы учим русскому одновременно с цыганским. Стараемся интегрироваться в общество, быть открытыми, хотя, если бы вы попробовали так поговорить с нашими людьми, они бы вам вряд ли открылись, потому что боятся сболтнуть лишнего и попасть на заметку правоохранительным органам. Репутация народа была подмочена в девяностые годы, и сейчас мы пожинаем плоды. Хотя большинство цыган - хорошие люди. Надо только нам немного помочь, и страна получит огромный работящий, талантливый народ. Ведь мы не только поём. Мы и в экономике хорошо разбираемся. А если дать нашим людям хорошее образование, получатся прекрасные специалисты. Наш народ - клад, который лежит и превращается в уголь, а мог бы приносить огромную пользу Отечеству.
- Не потеряете ли вы свою национальную идентичность, если будете вести оседлый образ жизни, не погибнет ли цыганская вольная душа?
- Напротив, цыгане вернут свой настоящий православный образ, который и был у них в России до революции. У нас ведь сохранились и святые красные углы в домах, и украинские борщи с салом на столах. Мы чтим святейшего патриарха и слушаемся тех людей, которые молятся Богу.