За последние несколько лет кинематографисты из СКФО прославились на всероссийском и международном уровнях благодаря своим неординарным фильмам. На слуху имена учеников Александра Сокурова - Кантемира Балагова, Владимира Битокова и других. Откуда в СКФО такие таланты, какие картины они снимают и как стать режиссёром - в материале «АиФ-СК».
От спорта к кино
Директор «Северокавказской кинокомпании» Беслан Терекбаев напоминает, что долгое время ситуация в СКФО оставалась нестабильной из-за военных конфликтов. Это ограничивало уроженцев округа в выборе направлений для самореализации, поэтому они, по большей части, славились успехами в спорте. Всерьёз заниматься искусством, включая кинематограф, местная молодёжь начала сравнительно недавно. И уже добилась значительных достижений в этой сфере.
«Кинематограф на Кавказе ещё развивается. Но процесс уже запущен талантливыми режиссёрами и продюсерами, которые творили в тяжёлых условиях безденежья и непонимания, без поддержки. Уже несколько лет они выходят на всероссийский и международный уровни, становятся лауреатами престижных кинофестивалей», - говорит Терекбаев.
Северокавказские режиссёры снимают не только авторское кино, как Кантемир Балагов и Владимир Битоков из Кабардино-Балкарии. Например, уроженец Дагестана Султан Хажироко создаёт юмористические картины, а чеченец Беслан Терекбаев занимается социальными кинолентами.
«Со временем на Северном Кавказе поймут, что кино - самое востребованное из видов искусства. Тогда здесь появится настоящая индустрия с тысячами рабочих мест. Можно создать местный аналог американского Голливуда. В нашем округе есть все условия. Природа здесь удивляет своим разнообразием. Здесь есть и пустыни, и высокие горы с глубокими каньонами, и море, и тропики, и субтропики, и вечные снега», - утверждает Терекбаев.
Сейчас он занимается созданием кинокластера на Северном Кавказе, который базируется в Пятигорске. После нормализации обстановки с коронавирусом проект возобновят. Терекбаев уверен, что он выявит в регионах СКФО новых талантливых режиссёров, которые хотят снимать разноплановое кино.
«Власти КБР всё испортили»
«Режиссёр Александр Сокуров и его мастерская - уникальный для России эксперимент, однако по вине властей Кабардино-Балкарии он провалился, - говорит киновед из Ставрополя, член Союза кинематографистов России Геннадий Хазанов. - Они попросту не захотели понимать, что происходит. Конфликт с мэрией Нальчика после выхода фильма Кантемира Балагова «Теснота» можно назвать показательным (из-за реакции местных властей на фильм режиссёр запретил его показ в столице КБР. - Прим. ред.)».
Хазанов уверен, что Кантемир Балагов, Владимир Битоков и другие воспитанники Сокурова, несмотря на свой талант, обязаны достижениями учителю. В ином случае, считает киновед, эти ребята снимали бы любительское кино, подражая известному американскому режиссёру Квентину Тарантино.
Между тем, по словам Хазанова, кавказское кино не ограничивается воспитанниками мастерской Сокурова.
«Многое зависит от активности местных отделений Союза кинематографистов. В Чечне эта работа неплохо ведётся, потому что несколько лет назад её взял под свой контроль глава республики Рамзан Кадыров. Он заявил, что в Чечне должно быть своё кино. Во Владикавказе достаточно мощное отделение, возглавляемое опытным режиссёром Теминой Туаевой, которая сняла немало фильмов за рубежом», - утверждает Хазанов.
Самобытные режиссёры есть и на Ставрополье, где становится популярным так называемое региональное кино. Хазанов приводит в пример ставропольца Сергея Масальского, который стал лауреатом крупнейшего всероссийского фестиваля документального кино «Победили вместе» в Севастополе. Недавно свою уникальную ленту презентовал другой ставропольских режиссёр Владимир Чернявский.
«В создании фильма «В чёрном квадрате» участвовали глухонемые и люди с другими ограничениями по здоровью. Его снимали без спонсорской помощи. Он рассказывает историю инвалидов, которые боролись с чёрными риелторами. Уверен, что такого в России ещё не делали. Это настоящая революция в сознании», - говорит Хазанов.
Он добавил, что в Ставрополе есть бесплатная школа кино, куда может прийти и научиться режиссуре каждый желающий.
Овладеть искусством кинематографии можно, и поступив во ВГИК. Сейчас этот вуз начал открывать свои филиалы на Юге России, в частности в Ростове-на-Дону. В регионах Северного Кавказа представительств пока нет.
«Возможности всегда есть, было бы желание. В любом регионе нашего округа надо находить отделения Союза кинематографистов и просить помощи. Там и фильмы посмотрят, если есть опыт, и подскажут, что делать дальше. Любое из них заинтересовано в том, чтобы приходили новые талантливые люди», - резюмировал киновед.
Между тем
Самый известный воспитанник Сокурова Кантемир Балагов успешно дебютировал в полном метре с картиной «Теснота» ещё в 2017 году. Его работу показали на 70-м Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». Кинокритики высоко оценили фильм молодого уроженца Нальчика. Ему присудили приз ФИПРЕССИ - международной организации кинопрессы. В том же году Балагов получил премию GQRussiaв категории «Открытие года».
Спустя два года Кантемир Балагов представил на очередном фестивале в Каннах новую работу - фильм «Дылда». Ленту режиссёра из КБР снова показали в секции «Особый взгляд», удостоив приза за лучшую режиссуру и второй награды от ФИПРЕССИ.
Позднее картину Балагова выдвинули на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Она попала в шорт-лист премии, но заветную статуэтку не получила. Позднее фильм похвалил ведущий обозреватель кино в газете TheGuardian Питер Брэдшоу, а Британский институт кино включил «Дылду» в свой рейтинг лучших фильмов. Недавно Балагову доверили съёмки американского сериала по компьютерной игре TheLastofUs.
Владимир Битоков, ещё один ученик Сокурова из КБР, представил свою первую полнометражку «Глубокие реки» в 2018 году. Фильм получил несколько наград, включая специальный приз на российском кинофестивале во французском городе Онфлёре и премию в номинации «За лучший первый полнометражный фильм» на «Кинотавре-2018».
Громко заявила о себе и уроженка Кабардино-Балкарии Марьям Махиева. Её фильм «Горянки» попал на крупнейший в Соединённых Штатах Америки фестиваль документального кино AmDocs.