В мастерской краевого художественного училища жарко, как в бане, поэтому Григорий приглашает присесть у окна.
«Студенты сделали огромное панно на фасад колледжа, сейчас запекаю его по кусочкам», – объясняет он и показывает готовые части барельефа с подсолнухами и колосьями.
На стеллажах повсюду разноцветные плошки, кружки и статуэтки, на столе – ком глины размером с коровью тушу, накрытый влажной простынёй. В углу – гончарный круг. Пока не пришли ученики, есть время поработать и побеседовать.
Пластилиновые человечки
А началось это увлечение очень много лет назад. Маленький Гриша лепил из разноцветного пластилина человечков и играл ими. Когда подрос, родители отправили его учиться в художественную школу. Григория впечатлила история искусства и живопись, но интересовался он и другими видами творчества.
«У японцев, например, изобразительное, музыкальное, театральное искусство неразрывны. Один и тот же образ выражают в виде гравюры, танца, мелодии, чашки. У нас живописцы изучают искусство живописи, архитекторы – архитектуры, а композиторы – музыки. Такой подход, как мне кажется, обедняет студента и превращает его в ремесленника».
После художественной школы Григорий поступил в Кемеровское художественное училище, семья тогда жила в Кузбассе. Родители поддерживали тягу к искусству, но всё же советовали подыскать в будущем какую-нибудь рабочую специальность. Но увлечённость творчеством оказалась слишком сильна.
Птицы с человеческим лицом
Со второго курса Григорий начал представлять свои работы на выставках. Со временем пошли и собственные выставки.
Продолжил образование Бубнов в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной (сейчас – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Параллельно занимался керамикой и увлёкся музыкой.
В 90-е годы Григорий стал музыкантом группы «Тотем». Играл на кларнете, флейтах и тарелках. Музыканты работали в стиле индустриальной готики и писали длинные психоделические композиции на кассеты.
Импровизации натолкнули Григория на мысль, что флейты звучат слишком академично, и он попробовал слепить себе более подходящий инструмент из глины. Долгие эксперименты с формой привели к тому, что флейта лишилась раструба и стала широкой и плоской, похожей на булыжник или яйцо, а звук стал ниже и глубже. Поверхность решил не шлифовать, стилизовав её под фантастическую птицу.
Несколько таких флейт Григорий сделал для одной из выставок, которые готовились в то время. Каково было его удивление, когда организаторы объяснили, что этот инструмент давно известен и называется окариной!
Со временем у дудочек-окарин появились человеческие лица. Мастер вдохновился архетипом, известным многим культурам: Сирин и Алконост, херувимы, боги Древнего Египта и многие другие мифологические персонажи были полуптицами, полулюдьми. Все птицы поют по-своему, поэтому звук каждой глиняной дудочки уникален.
Увлечение музыкой привело к новым экспериментам. Почему бы не сделать глиняный барабан, как у африканцев или мексиканцев? Он звучит тише металлического, а значит, не будет заглушать другие инструменты во время акустического выступления. Если добавить к нему варган (щипковый национальный инструмент), те же окарины, колокольчики или хотя бы гитару, получится интересная этническая мелодия.
Без резких движений
Сейчас Григорий преподаёт в Ставропольском краевом художественном училище, проводит мастер-классы и сеансы арт-терапии. Поучиться гончарному делу приходят и дети, и взрослые.
«Освоить азы гончарного ремесла намного проще, чем живописи. Глина остаётся мягкой около часа, и в это время новичок может исправить ошибки. Несложные панно, фигурки и горшки делают даже дети - был бы материал подходящим. Срок обучения намного меньше: достаточно показать и объяснить, как работать с материалом, чтобы начинающий керамист решил, подходит ли ему этот вид творчества, и выбрал, в каком направлении он хочет развиваться».
Глина приучает мастера к терпению и выдержке. Прежде, чем лепить что-то, нужно правильно приготовить керамическое тесто. За гончарным кругом нельзя спешить и делать резкие движения. Изделие нужно высушить – от трёх дней до недели, в зависимости от толщины, а затем запечь. Пословицу «Тише едешь – дальше будешь» вполне могли придумать керамисты.