Примерное время чтения: 7 минут
506

История великой песни. Как Баснер сочинил «С чего начинается Родина»

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 40. «Пробку прорвало» 01/10/2025
Музыка Баснера звучала в здании курзала Кисловодска.
Музыка Баснера звучала в здании курзала Кисловодска. / БСЭ/Марина Мархоменко / Коллаж АиФ

Немногие знают, что талант­ливый композитор Вениамин Баснер написал знаменитую песню «С чего начинается Родина», звучавшую в фильме «Щит и меч», именно в Кисловодске. Первые её наброски народный артист РСФСР сделал ещё в поезде, по пути на ставропольский курорт.

В Международный день музыки, 1 октября, о своей дружбе с маэстро журналисту «АиФ-СК» рассказал известный кисловодский краевед и музыковед Борис Розенфельд, родившийся в эту знаменательную дату.

Дебют песни

Марина Пархоменко, «АиФ-СК»: Борис Матвеевич, каким вы запомнили Баснера?

Борис Розенфельд: Мне кажется, что Венечку я знал всю жизнь. Скромность народного артиста РСФСР Вениамина Баснера была потрясающей. Это его второе качество после гениальности. Он очень любил Кисловодск, и я рад, что здесь ему легко сочинялось и любилось.

На тропинках и аллеях Кисловодска рождались произведения Баснера.
На тропинках и аллеях Кисловодска рождались произведения Баснера. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Марина Пархоменко

— Вы стали очевидцем рождения песни «С чего начинается Родина». Расскажите об этом.

— В 1967 году Владимир Басов начал снимать картину «Щит и меч». Нужна была главная песня к фильму. Стихи к ней уже сочинил Михаил Матусовский и предложил Баснеру написать музыку к песне. В поезде Москва — Кисловодск появились первые наброски. Но они не соответствовали главной идее. Поэтому Вениамин Ефимович задумал песню-размышление, идущую от сердца. Прогуливаясь по терренкуру кисловодского парка, на клочке бумаги Веня записал ноты на новый вариант стихов Матусовского. И обрадовался, как ребёнок. Всё получилось. Затем ноты легли на партитурные листы и полетела всем знакомая до боли песня — гимн Родине и светлому чувству любви к ней.

В то время в холле первого корпуса санатория имени Орджоникидзе стоял рояль Becker, и Веня, не будучи пианистом (он великолепный скрипач), сыграл нам, первым слушателям, эту полюбившуюся всем мелодию. А первым исполнителем песни стал Марк Бернес.

В первом корпусе санатория им. Орджоникидзе состоялась премьера песни «С чего начинается Родина».
В первом корпусе санатория им. Орджоникидзе состоялась премьера песни «С чего начинается Родина». Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Марина Пархоменко

— Ваш друг написал более трёхсот популярных песен. К каким ещё музыкальным жанрам он обращался?

— Его талант не замыкался только на песнях, создавал симфонии, оперу, балет и оперетты, музыку к ста кинофильмам. Помню, 19 февраля 1977 года в Кисловодске впервые была исполнена Симфония № 1 Вениамина Баснера. Он написал её еще в 1956–1958 годах.

Несмотря на то, что это произведение одобрил Дмитрий Шостакович, его запретили исполнять. И только через 20 лет четырёхчастная симфония зазвучала в Курзале в исполнении симфонического оркестра Кисловодской филармонии под управлением дирижера Леонида Шульмана. В зале был и автор. В его адрес сказали много тёплых слов, а в прессе опубликовали положительные отзывы.

Музыка Баснера звучала в здании курзала Кисловодска.
В здании курзала Кисловодска исполняли Симфонию № 1 Вениамина Баснера. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Марина Пархоменко

— Это был единственный концерт в Кисловодске?

— Мне вспоминается ещё один концерт, 28 ноября 1975 года. В тот вечер исполнялась Симфония для флейты с оркестром Вениамина Баснера.

В 1979-м состоялась премьера цикла песен для баса и симфонического оркестра, созданного Венечкой у нас. Их исполнил солист филармонии Виктор Сельдюков, которого Баснер переманил в Ленинград, где они плодотворно сотрудничали.

А 16 июня 1990 года была наша последняя встреча с Вениамином Ефимовичем — на концерте в зале театрального музея.

Романс для есенианы

— Вас связывали и события из личной жизни?

— Несколько раз мы встречались в Петербурге. Однажды это был торжественный день — рождение третьей дочери Баснера, Анны. Венечка необычайно этим гордился. Тогда он работал над оперой «Вешние воды» по роману Тургенева. Мы бродили по городу, он был вдохновлён, словоохотлив и счастлив. Потом в своей квартире на Мойке дал мне прослушать в записи фрагменты нового творения. Вечер закончился дивным ужином, с его верной спутницей и другом Лушенькой.

А ещё я вспоминаю Репино, август 1984 года. Мы у Вениамина на даче. Я только окончил рукопись книги «Есенин в музыке». И сожалел, что в моей работе нет романсов Баснера на стихи моего любимого поэта. Тогда после завтрака Венечка сел за рояль и сыграл только что им написанный романс «Не жалею, не зову, не плачу...» И сказал, что это его вклад в мою есениану. Мне было приятно и радостно.

Его музыка осталась с нами. У Вечного огня в нашем городе звучит написанный Баснером в соавторстве со Ставро Колианиди «Реквием», его песни о Кисловодске. Мелодии Баснера — это гордость эпохи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах