В Северо-Осетинском государственном академическом театре состоялась премьера спектакля «Вечно живые». Культовое произведение стало символичным посвящением всем, кто отдал свои жизни во имя Великой Победы. Подробности – в материале «АиФ-СК».
Ответственно и рискованно
Пьеса написана в самый разгар Великой Отечественной, в 1943 году, фронтовиком, студентом-заочником Литературного института имени А.М. Горького Виктором Розовым. После тяжёлого ранения автор с ещё большей силой ощутил, что делает с человеком война, как ставит перед выбором: оставаться человеком или превращаться в приспособленца? Автор мастерски воссоздал характеры персонажей и образы людей, чьи судьбы затронула война. Пьесу долго не пускали на сцену и в печать, но позже произведение, ставшее классикой, пережило второе рождение и легло в основу сценария фильма «Летят журавли».
Премьеру спектакля «Вечно живые» зрители республики восприняли «на ура». В нём заняты всеми любимые артисты Тамерлан Сабанов, Роза Цирихова, Павел Кабисов, Дмитрий Еналдиев, Марина Хинчагова, Зарема Боциева и многие другие. Музыкальное оформление доверили композитору Артуру Варквасову, написавшему музыку специально к спектаклю. Художник-сценограф - Кантемир Жилов, переводчик с русского на осетинский - Ашахмат Айларов.
Режиссёром постановки выступил заслуженный деятель искусств КБР Роман Дабагов, приглашенный из Кабардино-Балкарии. Осетинский и кабардинский театры давно связывают дружеские узы. Артисты из Осетии бывали в КБР на фестивале «Южная сцена». Там и произошла встреча Дабагова с художественным руководителем осетинского театра Владиславом Колиевым.
«Постановкой «Вечно живые» открывался знаменитый «Современник». И спектакль, и фильм «Летят журавли», мне кажется, посмотрели все от мала до велика. Брать в работу такой известный материал было крайне ответственно и в какой-то степени рискованно, - признался Роман Дабагов. - Но меня привлекло то, что в пьесе очень чётко расписаны характеры. В ней нет войны как таковой, действие происходит в Москве до начала военных событий, затем - в оккупации и после войны. Самое интересное здесь - человек и то, что происходит с ним и его внутренним миром под влиянием войны. Этим меня и привлекло произведение «Вечно живые». Были очень подробно разобраны все сцены. Чтобы максимально погрузиться в атмосферу военных лет, во время работы над пьесой мы с актёрами были и на мемориале «Барбашово поле». Актриса Диана Черчесова принесла письмо своего родственника, который погиб на фронте в 19 лет. Мы держали его в руках, читали, поэтому и финал спектакля с письмом не случаен. Каждый вложил в этот спектакль всю свою душу, всё своё умение. У меня на войне без вести пропал дед, отец мамы. Наверное, нет такой семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная. Театр обязан поднимать эту тему, может, даже больше, чем кто-либо».
По-прежнему актуально
«Великая Отечественная война - это наша история, это было не так давно. Все должны помнить и знать, через что прошли наши отцы и деды, какой высокой ценой досталась великая победа! – уверен заслуженный артист РСО-А Эльбрус Джанаев, исполнивший роль Владимира. - Нашу семью тоже не обошла стороной война, мой дед Евдоким Джанаев числился погибшим на фронте, старшие помнят, как в дом пришла похоронка. Но каково же было их счастье, когда он все-таки вернулся!».
Роль Федора Ивановича Бороздина исполнил заслуженный артист России Тамерлан Сабанов. «У меня отец сражался на фронте, родной дядя героически погиб, мать, запрягшись вместо лошадей, пахала землю, косила траву за мужчин, – рассказал он после спектакля. - Папа ушёл на фронт в 1942, в 1944 был ранен и вернулся домой. Тема войны - святая для осетин. У нас очень много Героев Советского Союза. А сколько жизней унесла война! Почти из каждой осетинской семьи на фронт уходили по 3, 4, 5 человек… Мы все знаем историю семи братьев Газдановых. Осетины понесли очень большие человеческие потери, погибали самые лучшие».
Тамерлан Сабанов говорит, что тема войны давно не затрагивалась на сцене осетинского театра.
«Да, долгое время не было таких спектаклей... На мой взгляд, самой лучшей была постановка Маирбека Цихиева «Материнская слава» по пьесе Раи Хубецовой, где главную роль исполняла несравненная Уарзета Бекузарова. Это классика нашего академического театра. Помню, как мы, выпускники Щукинского училища, только приехали из Москвы и влились в труппу театра. Кому-то сразу доверили роли, но большинство были задействованы в массовке. И даже играя в массовых сценах, я так проникался пьесой, что мне казалось, будто я играю главную роль».
Кстати, именно Сабанов позже играл Хаджимурата Мамсурова на сцене Русского театра в спектакле «Особо важное задание» по пьесе Георгия Черчесова.
«Помню, как фронтовики со слезами на глазах подходили, обнимали меня и говорили, как им понравился спектакль, отмечали, что я очень похож на своего героя, что мне очень льстило. Безусловно, тема войны важна. Потому что война царит в душах, в умах. Даже сейчас, во время пандемии, посмотрите, как вели себя люди. Одни думали только о себе, кто-то - о семье. Но сколько волонтёров, рискуя жизнью, ходили по дворам, помогали в больницах. Так и на войне: многие отсиживались в штабах, а погибали всегда самые лучшие. И в наше время это актуально, стало много приспособленцев. Таких людей вы видели и в спектакле «Вечно живые»: идёт война, а они живут припеваючи. Виктор Розов, сам участник войны, осудил этих людей, которые в любой ситуации думают только о себе. И на контрасте показал любовь, верность и служение истинным ценностям», - сказал Сабанов.