В Чечне в восьмой раз отметили День чеченской женщины. Улицы городов, сёл и аулов празднично украсили, массово исполняли танец синкъерам.
В память в подвиге
«Этот праздник власти республики учредили в 2009 г., - пояснили в министерстве культуры Чечни. – Его решили проводить в память о девушках, которые совершили подвиг во времена Кавказской войны».
В 1819 г. царские войска сожгли чеченское село Дади-юрт. Захваченные в плен 46 девушек во главе с Дадин Айбикой при переправе через Терек бросились в реку, «не захотев, «чтобы их касались руки тех, кто повинен в убийстве отцов, матерей, братьев, сестёр, повинен в сожжении родного села».
18 сентября 2009 года в Гудермесском районе установили памятник погибшим.
«Это особенный день в календаре чеченских национальных праздников, - говорит журналист из Грозного Алпа Газиева. – По традиции руководители Чечни в третье воскресенье сентября чествуют лучших представительниц слабого пола. Но, помимо обязательного синкъерама и торжественных мероприятий в Доме правительства республики, каждый год наши мужчины преподносят нам сюрпризы».
16 сентября таким сюрпризом стало открытие парка в Грозном. На площади 45 тыс. квадратных метров посадили 150 тысяч цветов, тысячи кустарников и деревьев, в том числе тропических. Особым украшением парка стал 18-метровый водопад.
«А лично мне в этот день несколько незнакомых мужчин подарили цветы, - улыбается Алпа. – Кстати, и на дорогах мужчины в этот день ведут себя по-другому. Представители сильного пола уступают дорогу девушкам за рулём».
Работа многодетности не помеха
По словам Газиевой, в Чечне никого уже не удивляет женщина, которая водит автомобиль.
«В 70-е годы, когда я поступила на журфак нашего республиканского университета, в журналистике было мало женщин, а чеченок - единицы. У нас считалось, что главное для девушки – удачно выйти замуж. Теперь же, наоборот, невеста с дипломом о высшем образовании очень ценится, - признаётся Газиева. – Сегодня много чеченских женщин - на руководящих должностях. Это не мешает рожать и воспитывать детей. Как наши женщины всё успевают? Всё просто: помогают родственники».
Сейчас не так много чеченских семей, в которых по 10 детей, но рождаемость в республике по-прежнему остаётся высокой.
Ещё одна традиция, которую свято чтут в республике, - досматривать родителей. И хотя это считается обязанностью младшего сына, как правило, все сыновья желают забрать к себе мать и отца.
Дань традициям
«День чеченской женщины – прекрасная возможность приобщить молодёжь к национальным традициям, - считают в минкультуры Чечни. – Поэтому мы приурочиваем к этому празднику выставки мастеров декоративно-прикладного искусства и концерты народных коллективов».
В этом году в Республиканском центре культуры и искусства организовали выставку «Мир красоты». На ней представили работы местных мастериц Зульфии Бакараевой, Лизы Шатаевой, Хадижат Хабаевой. Асет Исмаиловой, Айсет Адаевой. Они продемонстрировали свои изделия: вышитые скатерти, посуду, украшения из бисера.
А государственный ансамбль «Вайнах» поздравил женщин республики зажигательными национальными танцами.
Комментарий
Правозащитница Хеда Саратова:
«Мы, чеченские женщины, сохраняем то, что всегда было главным для наших бабушек и мам. Мы никогда не пойдём против воли отцов, братьев, других близких мужчин. А наши родственники, в свою очередь, всегда поддерживают нас. Я работаю почти круглыми сутками, поэтому на двоих детей времени почти нет. Но я за них спокойна, потому что с ними рядом многочисленная родня. Для меня главный авторитет – это моя мама. Но современная чеченская женщина, в отличие от бабушек и прабабушек, уже не представляет своей жизни без работы и общественной жизни.
Справка
Синкъерам целый ритуал. Если исполняют его в помещении, девушки занимают ту половину здания, которая находится слева от входа. Самая старшая, уже побывавшая замужем, вдова или разведённая, занимает первое место слева от входа. Справа ряд для парней.
Местных девушек приглашают на танец гости, а местные парни, в свою очередь, танцуют с гостьями.
Молодой человек, которому понравилась девушка, должен спросить разрешения тамады на разговор. После получения согласия у тамадымужчины молодой человек спрашивает об этом же тамаду женщин. Она обращается уже к самой девушке с просьбой разрешить молодому человеку высказаться.
В старину в Чечне именно после исполнения синкъерама молодые люди часто играли свадьбы. Но система ухаживания была длительной, включала в себя семь ступеней. Нужно было не один раз исполнить национальный танец, прежде чем молодые люди объявляли о том, что они готовы сыграть свадьбу.