Праздник Хетага приходится на второе воскресенье июля и является одним из наиболее почитаемых в Северной Осетии.
Бегство в ущелье
В этот день во всех домах республики мужчины готовят мясо жертвенных животных, женщины варят пиво и пекут три пирога. Люди обращаются с молитвой к Всевышнему с просьбой о мире и благополучии земле и народу Осетии. Также просят о здоровье для близких.
Но самая главная молитва звучит в священной роще, где по легенде Хетаг, сын кабардинского князя, принявший христианство, укрылся от своих преследователей. Он бежал в Куртатинское ущелье, но враги настигали. И тогда он услышал голос: «Хетаг! В лес, беги в лес». Но силы были на исходе. От отчаяния он крикнул: «Пусть лес придет к Хетагу». И деревья окружили беглеца, укрыв от врагов и избавив от неминуемой гибели.
Сила молитвы
Отныне роща Хетагав Алагирском районе – святое место для каждого жителя республики. Помолиться Всевышнему, попросить его о здоровье сюда приезжают из самых отдалённых уголков республики. Есть поверье, что именно здесь молитвы имеют особую силу. Хетаг оказывает покровительство всем людям, не разделяя их на хороших и плохих.
Но и люди должны соблюдать особые правила поведения. Нельзя ругаться и сквернословить, надо вести себя скромно, быть одетыми в подобающую одежду. Строго возбраняется что-либо выносить из рощи. На головах женщин – косынки. «Женщины не должны переступать порог самой рощи, не должны прикасаться к деревьям, – говорит знаток осетинской культуры Асланбек Касаев. – А молиться рядом никому не возбраняется. Женщина молится сердцем, а мужчина – языком. И как знать, чьи просьбы будут скорее услышаны».
Три километра танцоров
В этом году праздник решили отметить невиданным доселе масштабным танцем симд. В нем приняли участие более 5 тысяч человек, и он трехкилометровым кольцом опоясал рощу. В это же время на площадке перед святилищем симд танцевали глава Северной Осетии Вячеслав Битаров и глава Южной Осетии Анатолий Бибилов вместе с профессиональными танцорами. Но прежде Вячеслав Битаров, приняв чашу с пивом из рук старшего, обратился с поздравлением на осетинском языке ко всем собравшимся.
Станет ли массовый танец новой традицией, покажет время. Историки и культурологи высказывают сомнения насчёт целесообразности сбора такого количества народа вокруг священной рощи, ведь молитва – дело сакральное, требующее тишины и особого настроения. Но есть и другие мнения. «Дед и отец говорили мне, что праздник должен быть украшен песнями и танцами, – поделился руководитель администрации главы и правительства РСО-Алания Рустем Келехсаев. – Люди, знающие обычаи, говорят, что осетинский танец симд – это продолжение молитвы. Мы замыкаем кольцо вокруг рощи, как бы образуя солярный знак, обозначающий единство и понимание».
Каждый год в святую рощу приходит всё больше людей. В этом году – более 20 тысяч. А мужское имя Хетаг – по-прежнему одно из самых популярных в республике.