Примерное время чтения: 9 минут
388

Храм, наследник и Вакх. Ставропольский художник подарил картины родному селу

21 работа уроженца Стародубского теперь украшает зал местного ДК.
21 работа уроженца Стародубского теперь украшает зал местного ДК. / Валерий Близнец / АиФ-Северный Кавказ

Натюрморты школьного учителя в детстве произвели на Владимира Грибачёва сильное впечатление. Сельский мальчишка стал именитым художником и решил подарить малой родине несколько свои работ - вдруг и они вдохновят кого-то на творчество.

Кони в хижине

Трагедия российских сёл - опустение. Города, словно магнитом, вытягивают из них молодёжь. Заброшенными остаются родительские хаты. Об этом - одна из картин Владимира Грибачёва, выставленных в обновлённом Доме культуры села Стародубского Будённовского округа Ставрополья. Называется она «Наследник». Полотно рождалось в несколько этапов.

"Наследник" Фото: Из личного архива/ Владимир Грибачёв

Как-то на излёте 2000-ных годов Владимир Яковлевич попал на хутор Молочный под Ставрополем и увидел полуразрушенный казачий дом. Дверь была открыта, окна - без стёкол,  крышу наполовину снесло, а по комнатам бродили лошади - чем не символ опустения?

Одна вышла на улицу - словно нашла выход. Сложилась картина, которая успела даже побывать на выставке.

А спустя несколько лет в сюжет вписался молодой человек. Студенты художественного училища, в котором работал Владимир Грибачёв, нашли натурщика, только что вернувшегося из армии. Пока он позировал группе, рассказал, что дед оставил ему в наследство землю в селе, с которой он, городской парень, не знает, что делать.

«Этим рассказом он вернул меня опять к идее связи поколений, сохранения традиций», - вспоминает художник.

Он написал натурщика в мастерской и поместил в дверной проём той самой хижины без крыши. Лошадь осталась на заднем плане, словно мираж. Она смотрит на парнишку с надеждой, хотя уповать не на что  - связь поколений разорвана. Молодой человек, часть лица которого осталась в тени, сам не знает, что ему дальше делать.

По мнению Владимира Яковлевича, чтобы  у молодёжи была уверенность в завтрашнем дне, ей нужна поддержка государственного масштаба. Так было в его юности, когда после окончания учебного заведения нужно было несколько лет отработать по направлению. Были рабочие места, зарплата и кадры там, где нужно государству.

Церковь с американского снимка

Ещё одна работа, подаренная Стародубскому, - это картина с храмом, который когда-то стоял в селе в окрестностях нынешнего Дома культуры. Её сюжет навеян фотографией, сделанной в 1920-е годы американцами, с которыми стародубцы во времена НЭПа создали русско-американское акционерное общество.

Тогда в селе появились не только фотоаппараты, но и трактора на железных колёсах - «Фордзоны». Десятилетия спустя один из них всё ещё стоял на нефтебазе, и Владимир Грибачёв с ровесниками на нём играл.

Село Стародубское на фото из США.
Село Стародубское на фото из США. Фото: Из личного архива/ Владимир Грибачёв

Когда НЭП свернули, американцы уехали вместе со снимками, и лишь через 60 с лишним лет фотография с церковью оказалась на Ставрополье.

Это была удивительная история. В конце 1980-х годов, когда открылись границы Советского Союза, край посетила пожилая американка, которая в детстве жила в Стародубском вместе с отцом - инженером. Она побывала на могиле одного из умерших в те годы соотечественников, повидалась с теми,  кого когда-то знала, и вернулась на Родину.

В1990-е годы в США проходила выставка ставропольского художника Алексея Соколенко. Она приехала, пригласила автора картин к себе, передала фотографии с негативами, сделанные когда-то её отцом в Стародубском, и заказала портрет Агриппины Горькавой - жительницы села, которая, будучи девочкой, в довоенные годы приносила американцам свежее молоко.

Стародубское на картине Владимира Грибачёва.
Стародубское на картине Владимира Грибачёва. Фото: Из личного архива/ Владимир Грибачёв

Алексей Егорович вернулся из-за заграницы и вместе с Владимиром Яковлевичем, поехал в Стародубское - выполнять заказ. Помимо Агриппины, художники запечатлели фронтовика Андрея Маковского, общавшегося с американцами в юности.

Так американка приобрела портрет, напоминающий ей о детстве, а жители села - документальные снимки довоенных лет, один из которых вдохновил художника.

Песнь молодого вина

Стародубское, как и многие сёла Прикумья, - винодельный край. Почти в каждом дворе раньше были виноградные лозы, а по осени - застолья с молодым вином.

Из серии
Из серии "Песнь молодого вина". Фото: Из личного архива/ Владимир Грибачёв

Впечатления от этих пиршеств копились в памяти Владимира Грибачёва с детства, иногда ложились на бумагу или холст, но только в 2000-х годах родилась серия офортов «Песнь молодого вина».

Один из сюжетов называется «Искушение» и отражает реальный эпизод из детства художника.

«По осени нужно было копать огород, и для этого обычно звали родственников на помощь. А когда работа была окончена, угощали молодым вином. Выпившим же хотелось какого-то куража, - вспоминает Владимир Яковлевич. - И вот они мне, четырёхлетнему мальчишке, давали рюмку с вином и учили с присказкой залпом выпивать, а потом хохотали над ребёнком, который ничего не мог понять».

Есть в этой серии и образы Вакха - древнегреческого бога виноделия, и романтические сюжеты, связанные с уборкой винограда. Часть из работ «Песни молодого вина» тоже подарены селу Стародубскому.

Из серии
Из серии "Песнь молодого вина". Фото: Из личного архива/ Владимир Грибачёв

В память об учителе

Идея создать постоянную выставку на малой родине родилась, когда Владимира Грибачёва пригласили на празднование дня села. Художник зашёл в отремонтированный Дом культуры и понял, что его работы будут прекрасно смотреться в одном из залов. Его предложение поддержал Юрий Кудренко - сын Александра Николаевича Кудренко, учителя черчения и рисования, благодаря которому Владимир Яковлевич в школьные годы увлёкся изобразительным искусством. Педагог не просто замечал таланты, а зажигал сердца ребят, показывая, как сам рисует натюрморты и пейзажи. Среди его учеников - и архитектор Виктор Маркелов, и выпускники Ленинградского военно-топогорафического училища Николай Борисенко, Владимир Стрельцов и другие.

«Когда дети видят увлечённого человека, они хотят повторять за ним, поэтому и я планирую в будущем проводить в Стародубском мастер-классы для ребят, чтобы приблизить их к искусству», - говорит Владимир Яковлевич.

В селе были рады открытию экспозиции.
В селе были рады открытию экспозиции. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Валерий Близнец

А пока за него со зрителями в селе говорит его 21 работа - дар родившегося там художника, который в этом году будет отмечать своё 75-летие.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах