Ставропольский краевой музей-заповедник имени Прозрителева и Праве подготовил экспозицию, на которой представил свадебные традиции ставропольцев. Выставка посвящена 100-летию органов ЗАГС Ставропольского края. Подробнее – в материале «АиФ-СК».
«Дураков не женить»
Выставку открывает портрет Петра Великого. Именно первый император в 1702 году обязал жителей России регистрировать браки, даты рождения и смерти. До этого священники вели метрические книги спустя рукава. А государю нужна была точная статистика, в частности, для набора в армию.
«В 1714 году Пётр издал новый указ: дворянам, желающим венчаться, потребовалось представлять документ, что они знают грамоту, арифметику и геометрию, - рассказала старший научный сотрудник отдела этнографии музея Ирина Назарова. - В 1722 году повторный указ: дураков, к науке и службе негодных не женить. Также при Петре повысился возраст вступающих в брак. По славянским традициям девочка в 12 лет и мальчик в 15 лет вполне могли создать семью. Пётр поднял возрастную планку на пять лет».
Чтоб не отправили в коровник
И дворяне, и крестьяне всегда старались подобрать невесту из богатой и крепкой семьи. Это сулило хорошее приданое. В сундуке у невесты обязательно была перина, пара подушек и скатертей, по 12 простыней и полотенец, которые девушка сама ткала, вышивала, обвязывала кружевом. Часть приданого она дарила свекрови и невесткам, если у её мужа были женатые старшие братья. «Чтобы не загнобили, иначе из коровника не вылезешь», - поясняет Ирина Назарова.
В приданое могла входить и посуда. Её также дарили гости на свадьбу вместе с другой утварью. Родители жениха встречали молодых церковными образами, но перед этим новобрачные обязательно венчались в церкви. На выставку в музей церковь предоставила настоящие венцы начала XX века. Дав обет верности, молодые в храме обменивались кольцами: кто побогаче - золотыми и серебряными, кто победнее - бронзовыми или латунными.
«Парочка» на свадьбу
Казаки на свадьбу надевали черкеску, а казачки - костюм «парочку» из юбки и жакета сдержанных тонов. На плечи они могли накинуть кружевную шаль. Цвету шали значения не придавали. В музее, например, на плечи манекену в бежевой «парочке» накинули чёрную елецкую шаль. С таким дополнением к наряду, купленным в обмен на пару мешков зерна, да в кожаных ботинках, невеста смотрелась «дорого-богато». На голове у девушки был венок, на груди – букетик. Этот наряд был ближе к древним русским традициям с красными сарафанами и вышитыми рубахами, чем европейская мода на белые платья.
В 1918 году советская власть забрала функции регистрации брака у церкви и начала создавать органы ЗАГСа. На Ставрополье они появились в феврале 1920 года - столетие назад. Первые советские брачующиеся расписывались за столом, покрытым красным кумачом.
«Комсомольские свадьбы были очень аскетичные, без свадебного антуража, который объявлялся буржуазным пережитком. Опрятный жених и невеста в простом чистеньком платьице и красной косыночке приходили расписываться либо сами, либо в сопровождении членов комсомольской ячейки. А потом могли с друзьями почаёвничать, и никаких пышностей», - рассказала Ирина Назарова.
В период НЭПа, в начале 1920-х годов, вспомнили, что свадьба - это праздник, и в моду вновь стали входить светлые наряды невесты. Но в 1927 году фактические браки власти указом уравняли с зарегистрированными, и многие новобрачные вообще перестали ходить в ЗАГС. Появилось понятие «гражданский брак», дожившее до наших дней.
В военные годы было не до свадебных торжеств, но сразу после Победы празднования возродились. На экспозиции есть фото свадебной тачанки 1945 года на фоне здания музея, к которому ещё не пристроили третий этаж. Невесты в этот период наряжались чаще не в платья, а в белые кружевные блузки и тёмные юбки. Мужчины надевали костюмы, и эта традиция сохранилась до наших дней.
Дворцы для принцесс
В 1959 году свадьба стала праздником и с государственной точки зрения. По стране начали создавать дворцы бракосочетаний. В Ставрополе первый из них открылся на площади у Комсомольской горки.
В 1970-е годы невесты выходили замуж в белом. В течение следующего десятилетия наряды невест становились всё более пышными, появились синтетические кружева и изящные шляпки. Но в страну пришёл дефицит: кольца, туфли, костюмы для свадьбы стали продавать по талонам.
В 1990-е и 2000-е годы платье невесты стало напоминать наряды принцесс. В моду вошли пышные многослойные кружевные юбки, открытые плечи и в дополнение к ним - высокие белые перчатки. Сейчас свадебная мода стала более демократичной, изменившись вслед за общественными настроениями.