Законопроект, который предусматривает переход таксопарков на машины отечественных производителей, отправлен на доработку. Нынешней редакцией недовольны многие. Что думают об этой инициативе таксисты и эксперты – в материале «АиФ-СК».
Проект нарушает закон?
Поправки в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси» одобрили ещё в первом чтении 18 января 2024 года. По ним с 1 октября 2025 года возить людей за деньги можно будет только на отечественных машинах.
Последняя редакция законопроекта не устроила государственно-правовое управлении (ГПУ) администрации президента РФ, сообщили «Известия». Чиновники посоветовали повторно обсудить инициативу.
С негативом законопроект воспринял и Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир». По данным «РБК», он направил письмо в Федеральную антимонопольную службу и заявил, что документ нарушает закон «О защите конкуренции» и права потребителей на качественные услуги.
Нововведения, как добавили в союзе, противоречат статье Гражданского кодекса о свободе в заключении договора и определении его условий, нарушаются и требования договора о Евразийском экономическом союзе, касающиеся защиты конкуренции.
Предлагаемые нормы могут привести к международным разбирательствам по линии Всемирной торговой организации из-за фактического запрета на использование автомобилей нероссийского производства в отрасли, которая не является стратегически важной для безопасности страны.
Пострадает качество услуг
Степень локализации автомобилей будет оцениваться по балльной системе, и баллы будут начисляться в зависимости от количества российских компонентов, узлов и деталей в конструкции автомобиля, разъяснил «АиФ-СК» представитель общественного совета по развитию такси в республике Дагестан Рабдан Курбанов.
«Одна из главных целей этой инициативы – снизить зависимость таксомоторной отрасли от импортных поставок. Кроме того, по мнению авторов закона, новые требования будут способствовать увеличению спроса на автомобили, произведённые в России», – рассказал он.
По словам эксперта, предлагаемая система фактически устанавливает монополию одного производителя, что может привести к снижению конкуренции, увеличению расходов перевозчиков и, как следствие, к росту стоимости поездок.
Таксопарки, использующие отечественные машины, много средств тратят на внеплановые ремонты. Это приводит к росту тарифов или снижению рентабельности, ухудшая доступность и качество услуг для населения.
«Кроме того, по опросу владельцев таксопарков Республики Дагестан, большим спросом среди водителей такси пользуются автомобили с автоматической коробкой передач, поэтому они предпочитают машины иностранного производства. Их считают более износостойкими и лучше адаптированными к интенсивной эксплуатации в сфере такси», – заключил Курбанов.
Представитель общественного совета по развитию такси в Ставропольском крае Александр Деренко также рассказал, как стоит развивать отечественный автопром.
«В первую очередь нужно создать федеральную программу развития транспортной системы, в которой будет чётко прописано, какая роль отводится такси. От этих цифр должна строиться уже система субсидирования, то есть программы поддержки самого производителя или отдельных участников цепочки производства. Тогда будет понятно, что мы хотим видеть в конечной точке. Начинать с автопарков в данном случае не совсем правильно. Они в разных городах с разным уровнем дохода жителей. А система должна носить общий просчитанный характер и понимание перспективы. Пока такого плана развития нет», – объяснил Деренко.
КОММЕНТАРИЙ
Экономист Тимур Хубаев:
«Сейчас в России первое место по рейтингу среди марок машин в такси занимает KIA, не менее популярная – Hyundai Solaris. Наш народ не хочет отворачиваться от этих моделей. Сейчас все ждут возвращения иностранных брендов, и как только это произойдёт, вопрос по «АвтоВАЗу», как по монополисту, при реализации этого законопроекта отпадёт сам собой.
Его рассмотрение переносят уже не в первый раз, да и по большому счёту там нечего обсуждать. Скорее всего, иномарки начнут возвращаться ближе к лету, вероятность этого очень большая и первыми вернутся к нам корейские автомобили. Отсюда и вопрос: а нужен ли этот законопроект? Поэтому его и затягивают.
Добиться 100-процентного производства запчастей автомобилей на территории Российской Федерации ни одна компания пока не смогла. Максимум – до 70%.
Такие вещи, как кондиционер или двигатель, локализовывать даже «АвтоВАЗу» нецелесообразно. Поэтому всё это закупается за рубежом, из-за чего все крупные бренды всегда воевали с этими предложениями правительства по локализации».