В Промышленном суде Ставрополя завершилось рассмотрение так называемого "дела о махинациях в "МЕНАТЕПе". Трое участников преступной группы признаны виновными по нескольким уголовным статьям (мошенничество, присвоение, растрата и отмывание денежных средств).
Как следует из материалов дела, Олег Лиев, директор невинномысского ООО "Архыз", летом 2001 года познакомился с Анатолием Семенютой, являвшимся соучредителем и директором ООО "Тика". Выйдя через Лиева на руководителей "Кавказтрансгаза", Семенюта заключил от имени директора ООО "Тика" с замгендиректора ООО "Кавказтрансгаз" фиктивный договор купли-продажи ценных бумаг. По условиям этого договора ООО "Тика" приобрело у ООО "Кавказтрансгаз" простые векселя ОАО "Газпром" и ЗАО КБ "Газпромбанк" общей вексельной стоимостью 20 миллионов рублей, с обязательством рассчитаться за них до 31 декабря 2001 года.Вместо этого Лиев и Семенюта обналичили векселя и положили в свои карманы более 16 миллионов рублей. После этой аферы Лиев и Семенюта сколотили небольшую преступную группу. Семенюта стал генеральным директором подконтрольных Лиеву ООО "Русский газ", "Русский газ Юг" и "Центрэнергогаз". Кроме того, в махинациях принимали участие управляющий филиалом ОАО АКБ "МЕНАТЕП-Санкт-Петербург" в Ставрополе Игорь Бабенко и Владимир Ерин - фиктивный собственник и директор ООО "Амалтея". Лиев планировал и координировал действия соучастников. Кроме того, он устанавливал и поддерживал контакты с должностными лицами предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), от которых зависело принятие управленческих решений о вверении имущества Семенюте.
Семенюта, в свою очередь, заключал от имени ООО "Русский газ" и ООО "Русский газ Юг" фиктивные договоры с предприятиями ТЭК, а чужое имущество, вверявшееся ему по таким договорам, присваивал и передавал в распоряжение Лиева.
Бабенко, пользуясь тем, что он управляющий крупным филиалом, присваивал, а также растрачивал в пользу преступной группы денежные средства Банка "МЕНАТЕП СПб" и обеспечивал дальнейшую легализацию имущества, добытого в результате хищений в энергетическом комплексе. Ерин же в качестве номинального владельца банковских счетов и директора ООО "Амалтея" подписывал многочисленные фиктивные документы.
На протяжении 2002-2004 годов преступная группа систематически присваивала векселя и деньги, которые на основании соответствующих договоров вверялись обществам "Русский газ" и "Русский газ Юг" как агентам и поверенным ОАО "Ставрополькрайгаз", для передачи последнему для оплаты его услуг по транспортировке газа к потребителям.
В дальнейшем Лиев и Бабенко для обналичивания и легализации похищенных средств стали использовать преимущественно расчетный счет ООО "Амалтея", которое специально для этой цели было приобретено у прежнего владельца, а также расчетные счета обществ "Трион", "Архыз", "Блиц-Строй", "Центрэнергогаз", "Блисс", "Дельта Трейдинг", "Ставагромаш", "Невинномысский комбинат хлебопродуктов", "Ставстекло", "Интерагро", "Спутник 2001", "Русское такси", "Югнефтегазтехнология", "Ставропольбизнесконсалтинг", "Центурион", "Танго", "Европейский диалог", "Глория", "Европа Сервис". В результате финансовых махинаций ОАО "Кавказтрангаз" причинен материальный ущерб на общую сумму 20 миллионов рублей, ОАО АКБ "МЕНАТЕП" - в размере почти 129 млн. рублей, ОАО "Ставрополькрайгаз" - 495 млн. 360000 рублей. Интересно, что Михаил Ходорковский, который являлся владельцем "МЕНАТЕПа" и был допрошен в ходе следствия, сообщил, что Бабенко назначили на должность управляющего ставропольским филиалом без его ведома.
Как рассказал "АиФ"-СК" пресс-секретарь Промышленного суда краевого центра Александр Чепурной, организатор и руководитель группы Олег Лиев приговорен к 13 годам 6 месяцам колонии строгого режима. Кроме того, ему предстоит выплатить миллион рублей. Анатолий Семенюта, активно помогавший следствию, будет находиться в колонии 6 лет, Ерин - 10 лет и три месяца. Их также обязали возместить огромные суммы. А вот Бабенко удалось ускользнуть от наказания. Он сейчас благополучно проживает в Литве, где получил политическое убежище, представившись другом Михаила Ходорковского.