На минувшей неделе на сцене Ставропольского краевого театра оперетты в Пятигорске кипели совсем не опереточные страсти - в стремительном темпе здесь кружился фантастический калейдоскоп костюмов, великолепных зажигательных танцев, пропитанных сочными эмоциями и насыщенных энергетикой горцев ансамбля "Балкария".
Это не просто концерт коллектива из соседней республики - Кабардино-Балкарский государственный фольклорно-этнографический ансамбль танца "Балкария" совершает творческий тур в честь своего 20-летия.
В рамках тура "Балкария" выступит в Казахстане, Турции, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае и Ростовской области. Два концерта ансамбль-юбиляр даст в Москве - в июне и октябре. В юбилейную афишу включили и несколько городов края - Ставрополь, Невинномысск, Кисловодск, а начали с Пятигорска.
Махмуд Газаев объездил вместе со своим коллективом десятки стран мира и регионов России. Вспоминает, как в Европе с восторгом принимали танцоров:
- Особенно отличились итальянцы и французы - они так похожи на нас по темпераменту! Во Франции мы были дважды, и у "Балкарии" даже появились фанаты. Они ездили за гастролирующим по всей стране ансамблем на автобусе! - рассказывает Газаев.
Он в коллективе практически со дня основания. Два десятка лет в ансамбле Ахмат Махиев, Аслан Биттуев, Амина Зизаева. Столько же поет в ансамбле Салих Джанатаев. А его дочь Ирина - почти ровесница "Балкарии", ей 19. Салих говорит, что с самого раннего детства приводил ее в свой ансамбль. Вполне закономерно, что сегодня она танцует в родном коллективе - ее творческая судьба просто не могла сложиться иначе! "В танце - менталитет моего народа", - говорит Магомед Энеев. Он не один год танцевал в "Балкарии", ныне - директор коллектива.
- В основе постановки танцев - научные исследования, которые проводили ученые-историки и этнографы нашей республики, - рассказывает Магомед Хусеевич. - Изучали и старались с максимальной достоверностью воплотить движения, музыкальное оформление, народный костюм, вплоть до его мельчайших деталей - таких, как хызыры (в них хранился порох для мушкетов).
Красивейшие танцевальные композиции рождались из легенд, уходящих корнями еще в языческие времена. Танец Хардар посвящен богу плодородия и урожая и носит его имя, с этого обрядового танца начинались полевые работы у предков современных жителей КБР. Искрометный танец Элия - в честь бога-Молнии. Композиция Абзех - просто учебник по языку жестов. Девушки и юноши могли познакомиться во время этого танца (нравы-то были строгие) и выразить свое отношение друг к другу. Если молодые сцепили пальцы - есть взаимная симпатия, а если у парня в ладони кулак девушки - она категорически против его приглашения танцевать.
И это далеко не все секреты, которые сохраняет коллектив. За 20 лет поставлено более 40 танцев, каждый - дань традициям и обычаям древнего народа, потомки которого живут на Северном Кавказе.