ОДИН из основополагающих столпов ислама - хадж - обязателен для всех мусульман, кто имеет материальную возможность и физически в состоянии совершить его.
КОНЕЧНО, духовные наставники освобождают от паломничества в Мекку, если человек немощен или стеснен в средствах. Однако для жителя Урус-Мартана Чечен.ской Республики Магомеда-Али Джанаралиева священный хадж явился обязательным для исполнения, ибо об этом его просила душа давно умершей матери.
Магомед-Али признается, что у него не было достаточно средств для поездки на комфортабельном автобусе, а тем более на самолете, да и на оплату проживания в далекой Аравии их было маловато. Без сомнения, шестидесятидвухлетний паломник получил благословение свыше на этот поистине подвиг во имя веры, ведь совершить хадж ему предстояло на велосипеде.
Около двенадцати тысяч километров пришлось преодолеть чеченскому паломнику на своем "железном друге". Магомеду-Али не забыть перипетий своего путешествия: и те восемнадцать дней, что он провел у стен консульства Саудовской Аравии в Баку, и весьма невеселые встречи с американскими солдатами на блок-постах Ирана, и нападение волков и шакалов, и глубокие снега Грузии, и отличные дороги Турции.
Но у священного камня Каабы Магомед-Али забыл обо всех трудностях преодоленного пути. Он молился горячо и истово, благодарил Всевышнего, который дал ему силы исполнить великий долг верующего. За то, что укрепил своего раба в вере и дал возможность рассказать о хадже детям и внукам. За то, что ниспослал Он мир на многострадальную чеченскую землю. А еще Магомед-Али просил Всевышнего о мире и успокоении в каждой человеческой душе, будь она мусульманская или христианская, искренне надеясь, что просьбы его не будут безответными.
Знакомые, родственники, друзья и соседи восхищаются поступком Магомеда-Али, ибо поистине велик всякий мусульманин, повидавший святую Каабу и поклонившийся могиле Пророка. И святость хаджа не преуменьшается, а только возвышается от того, что паломник совершил свое путешествие пешком или на велосипеде.