Сейчас все недостатки в застройке Ставрополя списывают на отсутствие современного генерального плана. Как же тогда город строился в прошлые века, когда, наверное, и гепланов никаких не было?
Отвечает главный архитектор Ставрополя Петр Маркатун:
- Город всегда развивался по генеральному плану. Основных генпланов было три. Документ XVIII века заложил систему улиц направлением с запада на восток с устройством транзитной магистрали (Тифлисский тракт). Тем проектом было определено место центра города.
- В генплане 1900 года прочертили трассу железной дороги, наметили расположение железнодорожного вокзала. К сожалению, железная дорога так и не была построена, что послужило причиной спада в экономике города.
- В 1968 году проектным институтом "Гипрогор" был разработан генеральный план развития города с ростом численности населения до 450 тысяч жителей. В соответствии с тем проектом, на проспекте Химиков (ныне проспект Кулакова) была создана крупная промышленная зона. Правда, в последние годы крупные производства из-за невостребованности производимой продукции развалились, разделились на относительно мелкие предприятия, что, впрочем, положительно сказалось на экологии города.
- Советские генпланы были рассчитаны на преимущественное использование общественного транспорта, что сегодня тормозит развитие городских территорий.
- Согласно градостроительному кодексу РФ к 2010 году у Ставрополя должен быть новый генплан и приняты "Правила землепользования и застройки". Новый генплан, естественно, будет логическим продолжением существующего с учетом сложившихся экономических реалий.