Примерное время чтения: 9 минут
187

Лишь бы в поле не ломалась. Аграрии Ставрополья сократили закупки техники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-СК 19/10/2022
Запчасти стали дороже и везут их дольше.
Запчасти стали дороже и везут их дольше. / Валерий Близнец / АиФ

Падение доходов крестьян из-за низких цен на зерно на фоне удорожания техники уже отразилось на объёмах закупки тракторов и посевных агрегатов в Ставропольском крае. Чем аграрии будут пахать и сеять следующей весной, выяснял stav.aif.ru.

«Золотые» запчасти

«Полтора месяца продажи техники стоят, хоть меняй ассортимент, хоть не меняй. Денег у крестьян нет, так как зерно никто не покупает», - в сердцах обрывает телефонный разговор гендиректор ставропольского предприятия, выпускающего посевные комплексы и почвообрабатывающие агрегаты, Анатолий Удовиченко.

Маленькие хозяйства и раньше с трудом находили средства на модернизацию, а в этом году и вовсе перешли в режим экономии.

«У меня есть техника, которой 30 с лишним лет. Работаю на комбайне «Нива», тракторе МТЗ, стареньком грузовике ГАЗ-35. Обновить не могу, тем более при нынешних ценах на зерно рентабельность стремится к нулю», - говорит председатель Ассоциации фермеров Ставрополья Василий Лопатин.

По его словам, с гектара пшеницы можно было бы получить 15-20 тысяч рублей. Но основная часть зерна идёт на экспорт, и компании-покупатели сбивают цены в счёт вывозной пошлины, которую с них взимает государство, - до пяти тысяч рублей. В виде субсидий аграриям возвращается всего лишь 200-300 рублей на гектар.

При этом затраты выросли в два раза:  подорожали удобрения, ядохимикаты и особенно техника. Даже небольшой комбайн «Нива Эффект» или «Вектор» сейчас стоит около 10 млн рублей.

«Много чего нужно менять - и комбайн, и культиваторы, и опрыскиватели, но с такими ценами приходится латать старую технику и работать на ней, - сожалеет фермер. - Запчасти тоже подорожали. Маленькая деталь стоит словно из золота, хотя качество с каждым годом всё хуже».

Китайский дешевле российского

В крупных хозяйствах обновление техники идёт, несмотря на диспаритет цен. Лучше всего себя чувствуют те, кто и раньше ориентировался на отечественных машиностроителей.

«Уборочные машины и энергонасыщенные трактора мы всегда покупали только российские, - рассказывает директор племзавода «Кубань» Сергей Нестеренко. - С одной стороны, они вполне нас устраивают, с другой - это поддержка отечественных производителей. Из иностранного приходилось покупать только сложное оборудование, которому российское пока уступает, например сеялки. Но так как мы их приобрели уже достаточно давно, сейчас нужны только запчасти и расходные материалы».

Детали на иностранные машины дилеры привозят, хотя и с задержками из-за санкций.

Впервые хозяйство решилось купить китайский трактор. Машина понадобилась срочно, а Минский тракторный завод быстро поставить не мог. Кроме того, трактор из Поднебесной вышел дешевле и пока неплохо работает.

В целом затраты на технику и запчасти, по расчётам Сергея Викторовича, выросли примерно на 15%. Для предприятия это не было критично, и объёмы закупок оно не сократило.

Завозят параллельно

Сложнее хозяйствам, покупавшим много импортной сельхозтехники. В целом её доля в крае, по данным регионального минсельхоза, незначительна - 8,3%. Но по отдельным видам импортозависимость сильнее. Свыше четверти кормоуборочных агрегатов и более половины дождевальных машин завезены из-за границы.

Правительство страны планирует наладить производство российских аналогов. Однако на разработку новых коробок передач, двигателей и прочих сложных механизмов могут уйти годы. К тому же делать станки для деталей на десяток или сотню иностранных машин той или иной модели, чтобы поддержать их работоспособность,  экономически невыгодно, обращает внимание руководитель Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александр Алтынов. Так что без поставок из недружественных стран  в ближайшие годы не обойтись. На взгляд эксперта, стоило бы расширить перечень товаров, допущенных к параллельному импорту, и убрать то, что затрудняет ввоз техники, например утилизационный сбор.

Производство сельхозмашин из-за нарушения связей между заводами комплектующих сократилось во всём мире, в том числе в России. На фоне дефицита цены сильно выросли и встал вопрос: смогут ли российские аграрии следовать принятой в сентябре 2022 года стратегии развития АПК и ежегодно обновлять 10% агропарка?

«В России сейчас работают 570 тысяч самоходных машин - тракторов и комбайнов, а требуются 700 тысяч, - анализирует стратегию Александр Алтынов. - Если обновлять со скоростью 10% в год, то нужно поставлять аграриям как минимум 57 тысяч машин в год, а лучше 70 тысяч, чтобы восполнять дефицит. Однако в 2021 году аграрии закупили всего лишь 23 тысячи самоходных машин общей стоимостью около 450 миллиардов рублей. Чтобы увеличить закупки втрое, нужно более триллиона рублей. Где найти источники такой инвестиционной активности? Если делать ставку на Росагролизинг, то ему надо дать не 50 млрд рублей, как в прошлом году, а 500 миллиардов рублей».

Лизинг станет ближе?

По программе льготного лизинга, как сообщил министр сельского хозяйства края Сергей Измалков, на Ставрополье  с начала года поступило 23% новой техники, а значит, доля поставок от Росагролизинга выросла. Но число КФХ и предприятий, которые пользуются этим инструментом господдержки, министра не устраивает. Он попросил гендиректора государственной лизинговой компании Павла Косова, приезжавшего недавно в край, расширить круг клиентов и объяснять причины отклонения заявок.

К октябрю 2021-го техники было приобретено больше, чем к октябрю 2022-го.
К октябрю 2021-го техники было приобретено больше, чем к октябрю 2022-го. 

 

В свою очередь гость рассказал об акциях, которые проходили в этом году, о новой возможности вносить аванс не сразу, а в январе следующего года, о разных графиках платежей. Доступность новой техники, по его словам, повышают машинно-технологические компании (МТК), которые оказывают аграриям услуги по уборке полей и обработке посевов. На Ставрополье МТК, созданная с помощью льготного лизинга, работает на базе будённовского сельхозпредприятия.

Приобретать технику аграриям также помогают кредиты под 5% по госпрограмме №1528 и субсидии отечественным машиностроителям по программе № 1432.

Крупные хозяйства всеми этими инструментами поддержки пользуются, а вот фермеры, по словам Василия Лопатина, относятся к ним с опаской. «Да, лизинговые компании предлагают хорошие условия, но сама техника сильно подорожала, а что будет с ценами на зерно и сможем ли мы платить долги, неизвестно», - объясняет он.


Точка зрения

Генеральный директор компании «Югпром», поставляющей сельхозтехнику, Юрий Печёнов:

«С начала года недопоставка запчастей составила 2%, то есть дефицита мы не видим. Но заявки на будущее надо подавать заранее: цены и сроки доставки могут вырасти.

Всё, что планировал в этом году поставить комбайновый завод «Ростсельмаш», официальным дилером которого мы являемся, отработаем. План на следующей год будет на 10-15% больше.

Что касается цен, то, на мой взгляд, аграрии лукавят, когда говорят об отсутствии прибыли. Доходность крупных хозяйств в этом году будет около 40% и выше. Это позволит им инвестировать в технику. Сейчас для этого самое подходящее время, тем более есть льготные кредиты и лизинг. Комбайн, который стоит 15 млн рублей, окупается за 3-4 года.

Можно, конечно, ничего не обновлять, но без современной мощной техники агротехнологию соблюсти не получится, а от этого зависит урожайность».


Комментарий

Депутат Госдумы от  Ставрополья Алексей Лавриненко:

«Я сам был председателем хозяйства и знаю, что затраты на технику зависят не столько от цен, сколько от мастерства механизатора. Дурака посадишь за руль, он убьёт машину за пару дней, а умный будет беречь как зеницу ока, ведь это его заработок.

В умелых руках российская сельхозтехника ничем не уступает иностранной. Да, в ней есть импортная составляющая, например гидравлика, коробка передач. Но запчасти можно привезти с помощью параллельного импорта, через третьи страны - это не вопрос. Проблема в сроках поставки, а бывает, машина ломается прямо в поле.

Палкой о двух концах стала пошлина на экспортное зерно. С одной стороны, понимаем, что надо удержать цены на прилавках. С другой стороны, доходность хозяйств реально падает, и они волей-неволей сокращают затраты на технику. Возможно, скоро о проблемах со сбытом заявят машиностроители.

Господдержка сельского хозяйства в следующем году сохранится».


Мнение эксперта

Директор союза сторонников прямого сева сельхозкультур Расул Гаджиумаров:

«В России слабо развито производство сеялок прямого сева, их выпускают 2-3 предприятия. Одно из них, в Ростовской области, начинало лет 10 назад с импорта аргентинских орудий, а потом само освоило производство. Думаю, эти предприятия смогут закрыть потребности рынка.

Однако в России нет ни одного производителя сеялок прямого посева широкорядных культур  - подсолнечника, кукурузы. Их приходится импортировать. По словам дилеров, усложнилась логистика, и это отразилось на ценах.

Но ни одно из хозяйств в крае не отказалось от этой агротехнологии из-за проблем с импортом. Посевными агрегатами все уже укомплектованы, а запчасти, которые часто выходят из строя, можно найти в России или заказать в Китае».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах