Не так давно тема запрета на вывоз зерна была в числе основных на 1-й конференции «Зерновой Кавказ», организатором которой был и Юрий Белоусов. Он ответил на днях на несколько вопросов «АиФ-СК», в итоге получилось это блиц-интервью.
- Одни товаропроизводители Ставрополья говорят об отмене эмбарго с воодушевлением, другие – о том, что это далеко не панацея. Какие реальные меры стоит реализовать государству для поддержки крестьян?
- Открытие экспорта – это дополнительные каналы реализации нашей продукции.
Южное зерно имеет несомненное преимущество при экспортных поставках, благодаря логистике и близости к потенциальным потребителям. А по поводу реальных мер можно говорить очень много и долго, начиная от несовершенства существующей системы субсидирования, до способности государственного влияния на рыночное ценообразование.
- Может ли государство либо субъект федерации способствовать продажам зерна за пределы страны в качестве некоего гаранта?
- Я думаю, что может. В последнее время в нашей стране именно так все и происходит, к сожалению. Международный рынок необходимо возвращать и повышать репутацию.
- Увеличиться ли интерес к российскому зерну и за счет каких стран?
- Потенциально для нас интересна Юго-Восточная Азия. Рост доходов населения в них будет продолжать повышать потенциальный спрос.
- Что будет с ценами на зерно после снятия «экспортного барьера»? Каковы прогнозы? Как скажется торговля на «два фронта» на внешнем и внутреннем рынке зерна?
- Цена на рынке складывается благодаря спросу и предложению. Внутри каждой страны существует свой сложившийся баланс. Корреляция цен между странами достаточно высокая и при стабильном рынке цена может зависеть от необходимого количественного запаса, стоимости и времени доставки. Если же на рынок начинают воздействовать политические факторы, то рынок начинает реагировать на них, что бы привести его в равновесие через стоимость.
До конца июля цены будут держаться $200 за тонну, а с августа мы уже увидим рост.
- Как надолго российское зерно «вышло» на международный рынок, стоит ли ждать очередного «замеса» экономики и политики?
- В нашей стране все возможно, так как абсолютно не развиты экономические модели управления запасами и ценообразованием. А административные ограничения, к сожалению, приносят больше вреда, чем пользы. Одна из ближайших угроз - введение экспортной пошлины, и пока никто не понимает порядок её возможного исчисления.
- Насколько выросло участие аграриев Северного Кавказа в торговле на электронных площадках?
- С момента проведения в мае конференции «Зерновой Кавказ» в Пятигорске количество представителей Северного Кавказа в электронных торгах выросла почти в два раза. Я бы не стал говорить, что процесс электронной торговли что-то тормозит. Все идет своим чередом, всему необходимо учиться. И мы помогаем участникам рынка осваивать эту науку. Основная цель - возможность научить сельхозтоваропроизводителей работать с помощью современных, инновационных инструментов, правильно выстраивать торговые стратегии, в зависимости от конъюнктуры рынка