Как улучшить систему госзаказа?

   
   

По поручению Президента РФ сегодня идет активная работа по подготовке предложений по совершенствованию законодательства о госзакупках.

Федеральный закон №94-ФЗ, который создавался 6 лет назад буквально на пустом месте, позволил систематизировать работу всех участников процесса размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и обеспечил эффективность проводимых процедур. Но за прошедшее время кроме накопленного опыта выявились и проблемы, не разрешенные действующим законодательством. «Набитые шишки» приводили к поправкам в нормативные акты, но сейчас назрела необходимость кардинального пересмотра системы госзакупок.

Ставропольцы активно включились в работу

Существенно модернизировать законодательство предлагает Минэкономразвития РФ, разрабатывая закон о федеральной контрактной системе. С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба, контролирующая процесс госзакупок, предлагает оставить существующий 94-ФЗ, внеся в него ряд актуальных изменений. Окончательная концепция будет обсуждаться на федеральном уровне в сентябре. Немало предложений подготовили на основе собственного опыта и ставропольцы. Краевой комитет по государственному заказу обобщил предложения органов власти и самих заказчиков, а таких субъектов в крае более 460. Собранные материалы направлены в соответствующие федеральные ведомства.

– У нас много нареканий к действующему закону, – говорит председатель краевого комитета по госзаказу Александр АБАЛЕШЕВ. – Порой, когда рассматривается та или иная спорная ситуация по применению 94 закона, то различные территориальные подразделения ФАС могут принять совершенно разные решения по аналогичным эпизодам. Бывали случаи, когда суд принимал определенное решение, а центральный аппарат ФАС был с ним не согласен. Т.е., нет четкой трактовки закона, многие нюансы не прописаны, и создаются трудности в нашей работе.

Еще одно рацпредложение – поднятие планки размещения заказа у единственного поставщика. Сейчас такую закупку вне конкурсных процедур можно производить один раз в квартал на сумму не более 100 тыс. руб. по одноименной группе товаров.

Но было бы целесообразнее увеличить эту цифру до 250 тысяч. Такими процедурами (в которых осваивается не более 1% бюджетных средств от общего объёма) могли бы пользоваться, например, учреждения образования и здравоохранения при закупке продуктов питания. Особенно в сельской местности, где местные предприниматели не всегда могут принимать участие в конкурсных процедурах.

Экономия – прежде всего

По словам А. Абалешева, на Ставрополье за последнюю пару лет не было официально зафиксировано откровенно мошеннических или коррупционных схем «распиливания» бюджетных денег. И, слава богу, что пока никто из наших земляков не фигурировал на скандальном сайте Алексея Навального «РосПил». Но надо отметить, что иногда просматриваются возможные элементы сговора среди поставщиков. Например, для участия в аукционных торгах заявляются до десятка потенциальных исполнителей госзаказа, но реально торгуются лишь два-три, сбивая цену минимально. Соответственно, заказчик платит победителю тендера почти по максимуму, хотя цель торгов в том, чтобы игроки именно сбивали цену, и чем больше их конкуренция, тем эффективнее экономия казенных денег.

   
   

– За первое полугодие 2011 г. мы разместили процедуры для государственных заказчиков на 3,3 млрд руб. и получили по ним больше 420 млн руб., или 12,6% экономии бюджетных средств, – подчёркивает председатель краевого комитета по государственному заказу.

Разные хитросплетения вокруг строительной сферы, где всегда много подрядчиков, жаждущих отхватить свою долю от бюджетного пирога и закатать излишки в бетон, вернее, себе в карман. Не безгрешны и заказчики: стройка – вольница для откатов, а проверить эффективность трат трудно.

Но на том, чтобы избежать махинаций и обеспечить максимальную прозрачность вкупе со здоровой конкуренцией (и как следствие – сэкономить бюджетные деньги) и держится уже пятый год комитет по госзаказу – посредник между заказчиками и подрядчиками. У подчинённых Абалешева наработаны схемы и шаблоны, которыми они оперируют при размещении заказов. Кстати, по словам специалистов, на официальный сайт

www.zakupki.gov.ru, где размещается вся информация по закупкам, бывает трудно попасть даже из Ставрополя, не говоря уже о сельской глубинке – с такой пропускной способностью каналов связи приходится долго ждать загрузки.

Смотрите также: