Анна Дарченкова: «Кавказ может стать меккой планеризма»

   
   

Гость нашей редакции - Анна Дарченкова – личность неординарная. Студентка Ростовской академии архитектуры и искусства, будущий дизайнер интерьеров всерьез поглощена увлечением, которое трудно назвать женским. Аня вот уже пять лет занимается СЛА-планерным спортом. Сегодня она «выросла» в чемпионку СНГ среди женщин, дважды чемпионку России, члена сборной команды РФ. Дарченкова - единственная женщина, совершившая полет на параплане с самой высокой горы Европы - Эльбруса.

«В чемпионки не метила»

- Аня, в СЛА-планерном спорте не так много женщин. Почему именно этот вид выбрали? На экстрим потянуло? Родители не останавливали?

- Ни об экстриме, ни о спорте и речи не было. Увидела в небе над родным городом парапланы и захотела летать так же. И начала учиться. Мне тогда 16 было. Парапланерный спорт самый, пожалуй, демократичный по возрасту – можно и в 12 начать заниматься, и в 60. Было бы желание, здоровье и крыло. Первые полеты – с инструктором, конечно. Я потом и с парашютом прыгнула 3 раза. Для сравнения. А первый самостоятельный полет с парапланом спустя полгода состоялся.

Ожидания были – испугаюсь, растеряюсь. Но, оказавшись в небе, удивилась – почему не страшно? Смотришь сверху, как в окно электрички или поезда. И такое ощущение радости – огромной. Родителям сообщила постфактум: пришла и говорю – я сегодня с парапланом летала, потом рассказала о прыжке с парашютом. Они, конечно, не обрадовались. Мама руками замахала: «Больше этого не делай». А потом добавила: «Я тоже хочу». Мама спортом не занималась, танцевала в юности, а папа, Андрей Павлович, волейболист. Тренер по волейболу, много лет с детьми и подростками занимался. Отец меня поддерживает и очень радуется моим спортивным достижениям.

В чемпионки я не метила, просто хотела летать. И на первые свои соревнования попала, можно сказать, случайно. Формировали сборную края на первенство СНГ в 2008-м году, а у меня на тот момент было уже более 20 часов налета. Для начала спортивной карьеры - неплохой  показатель. И меня включили в команду. О чем я, честно говоря, и не  думала. Дебют оказался успешным – 1-е место в женском зачете. В 2010-м выиграла Кубок России среди женщин и стала 3-й в общем зачете. Тогда и попала в сборную страны. На сегодня я уже более 300 часов налетала, а может, и больше – давно не считаю, сколько времени провела в воздухе.

- В сентябре у планеристов спортивный сезон завершается, каким он был?

   
   

- В составе сборной выступала на чемпионате мира в Чехии. Колоссальный опыт, хотя результат не блестящий. Уровень спортсменов очень высокий, а нам катастрофически не хватает состязательного опыта, поскольку редко в каких  соревнованиях участвуем. В год надо бы в 5-6, а получается – в двух. Основная причина – проблемы с финансированием. Поскольку этот вид не входит в олимпийскую программу, то и со средствами скудно, по остаточному принципу. Мне помогали с поездкой и спонсоры, и краевой ДОСААФ. Увы, российские спортсмены не имеют возможности бывать на соревнованиях, нередко на чемпионаты попадают не лучшие, а те, кому есть на что ехать. А вид спорта  красивейший, сколько людей мечтают о небе и с удовольствием наблюдают за полетами. В Чехии было именно так.

Даешь мировой центр!

- Честно говоря, трудно представить, что на соревнования приходят зрители – судя по тем, что проводят у нас на горе Юца, это больше похоже на удаленное от людей мероприятие…

- В Европе это шоу. Масштабное, хорошо организованное, яркое, запоминающееся. И отношение к виду спорта иное. О нем много рассказывают, пишут. По ТВ целый день один из каналов транслировал состязания. Мы летали с горы, а приземлялись на стадион в центре городка, заполненный зрителями. Полет каждого спортсмена от старта до посадки комментировался. Атмосфера и обстановка очень располагающие, условия отличные. Мы, когда по городку гуляли в свободный день, даже удивились – повсюду афиши, приглашающие на соревнования. А у нас? Проходит чемпионат России в Пятигорске, до Юцы рукой подать, а о состязаниях такого уровня никто и не знает. Ну летают и летают. Даже если туристы захотят туда добраться – нет таких экскурсий. А ведь можно было тоже шоу организовать, сколько зрителей привлечь! Но для этого нужно развивать инфраструктуру. На Юце же все очень относительно с условиями, кто

бывал там, знает. Каждый год сотни людей съезжаются со всей страны, это признанное место. И заслуживает того,

чтобы стать всемирным центром СЛА-планерного спорта.

- Ну вы замахнулись, Аня! Это от любви к родным местам такой патриотизм?

- И от обиды. Наши северокавказские горы – самые красивые. А много ли людей бывали в них? Вот курорты горнолыжные строят, очень надеюсь, что и планерный спорт получит толчок к развитию. Я летала в Абхазии, в Красной Поляне. А какие у нас летные места – Домбай, Чегем! В прошлом году летала с Эльбруса, красота неописуемая – снег, ледник… Видела внизу стадо такое забавное – рыжее, рогатое. Здорово! Очень люблю наш Северный Кавказ, люблю открывать новые места. Если позовут, поехала бы в горы Ингушетии, Северной Осетии. Наслышана, какое это великолепие. Да, много мест, куда можно добраться только на вертолете. Но ведь все можно организовать! И есть люди,

которые захотят увидеть наши горы с высоты, ощутить их величие, это же никакими словами не опишешь, не перескажешь! Горы у нас дикие, это здорово, можно сказать, отличная приманка для туристов. А мы вместо того, чтобы на весь мир кричать о нашей красоте, летать над нашими горами, довольствуемся непонятно чем. Гордиться и делиться этой красотой со всем миром. Дороги нужно прокладывать, площадки обустраивать. Альпы, Альпы… Наши горы лучше! В Ставрополе и Владикавказе летают – людям это интересно, нужно. А здесь, в Пятигорске, можно такие шоу устраивать, привлекать внимание и к виду спорта, и к столице округа. У нас есть маршрутные полеты и на точность приземления. Так вот, можно было бы стартовать с Машука и приземляться на гору Горячую, там и площадка есть подходящая. Ну, конечно, опытных пилотов привлекать, не новичков. Представляете, какое зрелище! В День города, к примеру. Такого нигде не увидишь, будет покруче, чем в Европе! Но такие проекты никому не интересны, а они  уникальны. И мастеров у нас хватает.

«Маму прокачу на параплане»

- Будем надеяться, что нас услышат. Аня, а летная жизнь личной не мешает? И есть ли у вас, как у многих наших спортсменов, талисман или слова заветные?

- Мой молодой человек тоже занимается СЛА-планерным спортом, мы много времени проводим вместе, выезжаем на свободные полеты, на соревнования. Это очень важно – увидеть, что умеют другие, сравнить, учиться, опыт перенимать,

себя показывать. Российским спортсменам это нечасто удается. И о состязаниях известно порой только в очень узком кругу – самих спортсменов и их родных и близких… Мечтаю попасть на чемпионат Европы в следующем году. Талисман у меня появился не так давно – подарила мама одного моего товарища. Но какой – говорить не буду, все-таки талисман.

- О чем говорят в свободное от полетов время люди, так же, как и вы, увлеченные небом? И удалось ли кого-то заразить этой страстью, вы так вдохновенно об этом говорите!

- На земле – все разговоры о небе. «Читаем» погоду – метеорологию изучаем до того, как начать летать, это обязательный курс. Облака «рассказывают», как там, наверху. А увлечь – да, было дело. Несколько моих знакомых попробовали летать. И не теряю надежды взять в полет маму, Марианну Николаевну. Она желание такое изъявила

и пока не отказывается. Так что полетаем!

Смотрите также: