На субсидиях не уедешь? Почему ставропольцы не пересели на электромобили

Электромобиль требует подзарядки каждый день. © / Руслан Сулейманов / Из личного архивa

Правительство РФ субсидирует станции зарядки электромобилей на Северном Кавказе. За 2023-2024 годы они должны появиться во всех республиках и Ставропольском крае. Насколько необходимы и своевременны такие меры поддержки, узнал stav.aif.ru.

   
   

Нет инфраструктуры - нет спроса

Ставропольские власти вновь заговорили о популяризации электромобилей - правительство РФ включило регион в число пилотных по соответствующей программе. К 2025 году на трассах края федерального и краевого значения должно быть не меньше 32 электрозаправок. По предварительным подсчётам, на это понадобится около 200 млн рублей, 90 млн из которых предпринимателям субсидируют краевые власти.

«За последние полгода на Ставрополье резко выросло количество зарегистрированных электромобилей, - рассказал глава министерства энергетики, промышленности и связи Иван Ковалёв. - Развитие спроса тормозит нехватка инфраструктуры. Поэтому в 2023 году планируем установить на дорогах края не меньше 18 станций для быстрой зарядки электрокаров».

Напомним, в конце 2021 года губернатор Владимир Владимиров говорил, что на базе завода «Ставропольавто» могут начать производство электромобилей. Якобы на тот момент уже были предварительные договорённости с инвесторами. Спустя год завод всё ещё простаивает.

Окупится нескоро

На учёте в ГИБДД Ставрополья стоят 206 электромобилей и 716 легковушек с гибридными двигателями. Но на дорогах их может быть и больше - электромобили часто регистрируют в регионах, предоставляющих владельцам налоговые льготы. Руслан Сулейманов первым в крае поставил на учёт свой электромобиль -  в 2016 году.

«С тех пор на Ставрополье так и не появилась инфраструктура. Приняли закон, чтобы на новых автозаправках была возможность подзарядить электромобиль - там повесили обычные розетки. Заправиться можно, но это займёт 12 часов, а не четыре, как на станции быстрой зарядки», - рассказал автовладелец.

Руслан считает, что бизнесу пока не выгодно развивать инфраструктуру для электромобилей. С таким малым количеством машин коммерческие станции быстрой зарядки не выйдут даже на самоокупаемость, не то что в прибыль. По мнению автолюбителя, для существенных изменений нужно активное участие государства.    
   

«В Европе, например, открыли бесплатные заправки и парковки, а владельцам предоставили налоговые льготы. В Китае государство субсидирует покупателям половину стоимости электромобиля. А у нас выгоднее продавать нефть и газ, тем более, когда упал экспорт из-за санкций. Думаю, бума электромобилей на Ставрополье придётся подождать 5-10 лет», - рассуждает Руслан Сулейманов.

Он считает электромобиль оптимальным для городских поездок: моментально разгоняется, не нуждается в длительном прогреве двигателя зимой, не требует ни масла, ни других расходников - только ежедневной подзарядки.

«В течение года у меня был электромобиль и обычная иномарка того же класса. Покупал их примерно по одной цене - около 500 тысяч рублей. Обслуживание бензинового автомобиля - заправка, страховка, ремонт, ГСМ - обошлось мне 280 тысяч рублей. На электромобиль за год потратил всего 10 тысяч рублей», - подсчитал Руслан.

Точка зрения

Президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец: 

«Противники электромобилей часто говорят, что производство электроэнергии вредит экологии больше, чем двигатели внутреннего сгорания. Но на самом деле, сейчас воздух в городах загрязняют скорее автомобили, чем заводы и электростанции. Мне кажется, что чаще всего против этого вида транспорта выступают те, кто лоббирует производство бензина и устаревших модификаций двигателей. Посмотрите, как снизились экологические требования к автомобилям за последнее время. Больше не проверяют уровень выхлопа и не внедряют современные евростандарты двигателей. В Ставрополе даже на окраине, в районе улицы Роз окно не откроешь из-за выхлопных газов с Доваторцев. За электромобилем - будущее. Как только в крае появятся зарядные станции, сам пересяду на него».