Земля раздора. Закон о земельных отношениях оспаривает прокуратура

Минимальные размеры новых участков, которые могут быть образованы из земель сельхозназначения, увеличены с 30 га до 2,5 тыс. га. 

   
   

Выйдут на марш?

Эти поправки хотели принять ещё весной этого года. Но  возмущение фермеров было таким сильным, что к законопроекту решили вернуться после выборов.

«Мы пригрозили скандалом, - рассказывает Виктор Пыленок, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Ставропольского края. – Выборы прошли, и закон прошёл! Такие поправки ударят по мелким и средним фермерам. Сложно купить сразу большой надел земли. Цена одного пая – а это 6 га – 450 тыс. руб.! Правда, закон касается только тех, кто занимается зерном, но ведь это самый малозатратный и высокоокупаемый вид деятельности! Но больше всего ущемляются права владельцев земельных паёв. Это просто крепостное право! Захочет уйти пайщик от нерадивых арендаторов, но для этого он должен объединиться со своими соседями, чтобы вкупе у них набралось 2,5 тыс. га! Мы будем добиваться отмены этого закона! И к акциям протеста готовы! На нашей стороне прокуратура края, там подтвердили, что закон нарушает права фермеров и пайщиков, ограничивая их в распоряжении своей собственностью».

«У меня сейчас в работе 1 тыс. га, - говорит Евгений Педошенко, фермер из Труновского района. - Они появились не сразу. Начинали мы с 30 га. Занимаемся мы зерном, ягодами, овощами. Новые участки приобретали постепенно. Но теперь пайщики, которые  хотят нам сдать в аренду землю, не могут этого сделать, потому что мы не имеем право взять меньше 2,5 тыс. га».

Фермеры без зерна?

Недовольные есть и среди руководителей колхозов. У гигантов могут «оторвать» кусок земли, если по установленным в законе критериям их работу признают неэффективной. Но большая часть крупных собственников новые правила восприняла с энтузиазмом.

«Нужно было ещё раньше принять этот закон. Во-первых, очень много желающих скупить нашу землю мелкими частями из соседних регионов, - считает Айдын Ширинов, экс-депутат краевой Думы. – Во-вторых, закон сподвигнет фермеров развивать другие направления сельского хозяйства. Почему все стремятся заниматься пшеницей? У нас сегодня перепроизводство зерна.  Мы входим в тройку лидеров, но в сравнении с нашими соседями - Ростовом и Краснодаром  - не имеем никаких портов. У нас нет таких транспортных  ресурсов по отправке зерна. А производим мы его в несколько раз больше, чем потребляем. Нам надо уходить от зерновой зависимости. Ну и кроме того, ничто не мешает вернуться к работе над законом и внести поправки».

То, что документ будет дорабатываться, подтвердил и бизнес-омбудсмен.

   
   

«Этот закон касается фермеров, собственников крупных хозяйств и владельцев земельных паёв, - поясняет Кирилл Кузьмин, краевой бизнес-омбудсмен. – В следующем году грядёт большая волна перезаключения договоров аренды земельных паёв. На крупные хозяйства этот закон никак не повлияет. Фермеров, у которых участки земли стояли на государственном кадастровом учёте до вступления закона в силу, эти изменения тоже не коснутся. Ограничения  касаются новых наделов земли, причём только в том случае, если предприниматель выращивает зерно. Однако закон ещё будет дорабатываться. В краевой Думе сообщили, что они будут ежемесячно мониторить его исполнение».

Официально

С жалобой на новый закон краевая Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств обратилась в прокуратуру Ставрополья. 

«Ранее мы изучали этот законопроект и дали по нему отрицательное заключение. Такие поправки противоречат федеральному законодательству, нарушают права и свободы владельцев земельных паёв. Кроме того, принятие такого закона ведёт к созданию неравных условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей.  Однако краевые депутаты всё равно приняли эти поправки в краевое  земельное законодательство.

Сейчас мы подали иск в краевой суд о признании недействующими этих поправок» ­ сообщили «АиФ­СК» в управлении по надзору за исполнением федерального законодательства краевой прокуратуры.

Смотрите также: