Урок длиною в век. Как четыре поколения педагогов продолжают дело родителей

Дело, начатое Ольгой Христофоровной (слева), продолжили внучка и правнук (справа). © / Фото Берестневых / Из личного архива

Марина Борисовна Берестнева преподаёт в школе французский и английский языки с 1978 года. Ведёт уроки, радуется успехам своих учеников и передаёт бесценный опыт сыну. В школе он работает шестой год. Александр Александрович Берестнев – четвертый в династии педагогов, правнук первой в семье учительницы.

   
   

Первая учительница

Основательница учительской династии Ольга Христофоровна Фришко впервые взяла указку в руки в 1935-м. Было это в Кизляре.

На Кавказ семью из украинского Чернорецка привёз отец. Христофор Фришко посчитал, что выживать с четырьмя детьми здесь будет полегче. Старшая, Оля, окончила учительские курсы. Более 30 лет учила малышей выводить чернилами буквы и складывать слоги в слова.

«Помню стопки тетрадей в косую линейку на бабушкином столе, – рассказывает Марина Берестнева. – И пузатую «непроливайку» с красными чернилами. Руки так и тянулись за перьевой ручкой! Но брать её было строжайше запрещено. Я иногда спрашивала: «Почему двойки не ставишь? Тут клякса, здесь грязно-размазано». Она считала, что школьник исправится и торопиться с двойками не стоит. Была очень доброй и никогда не повышала голос: «Учитель в любой ситуации должен вести себя достойно». Профессия, как я сейчас понимаю, вспоминая бабушку, учит человечности. Она много занималась со мной чистописанием, часто читала вслух. И была для меня настоящей волшебницей, оживляющей истории из книг».

Христофоровна

С первым мужем Ольга Христофоровна прожила недолго – он и  младшая дочь сгорели от брюшного тифа. Старшая, Луиза, выжила. Второго мужа, офицера милиции Марка Тимофеевича Кувалина, перевели из Кизляра в Ессентуки. Здесь и застала война. Ольга работала в 5-й школе. На руках – две девочки, муж удочерил её Луизу, она – его Нелли. А перед самым подходом немцев к Ессентукам к «милицейскому» дому, где жили сотрудники, подогнали грузовик – час на сборы, женщин и детей – в эвакуацию. Ольга подхватила дочек, завязала в узелок пару серёжек да часики. И машинку швейную под мышку. «Дед ругался – куда её тащишь? Но бабушка не отступила – кто знает, что ждёт в этой эвакуации? На что детей кормить?». Полуторка двинула к Каспию, оттуда морем – в Среднюю Азию. Попали в Шахрисябз, городок недалеко от Ташкента. Ольга обменяла на хлеб одну серёжку, вторую, да села за машинку – шила платья да халаты. Машинка и правда кормила, пока в военном лихолетье не нашёл их муж, тогда уж и паёк стали получать. Снимали угол, местные русские принесли в подарок поросёнка и несколько курочек.

«Бабушка вспоминала, как школьники собирали хлопок. Детям приходилось много работать в войну, да ещё учиться успевали», – говорит Марина Берестнева.

После возвращения из эвакуации Ольга Христофоровна работала в нескольких сельских школах, в том числе Белокаменской и Зольской, жила в комнате при школе, либо на постое у местных. Они сердобольно угощали учительницу национальными блюдами – пастой из кукурузной муки.

   
   

В селе Этока школа была далековато, дождями развезёт дорогу, не доберёшься. «У бабушки были резиновые боты, которые она надевала на туфли. А ещё председатель колхоза, бывало, присылал за ней повозку».

«Хорошо помню, что на работу она надевала платок, хотя в городе носила шляпки. Она уважительно относилась к местным традициям, сама пользовалась большим почётом и уважением. Часто повторяла: «учитель – первый человек после председателя». В школе Христофоровна, как с уважением величали учительницу сельчане, проработала до 1966 года. Но и после ученики частенько навещали её в Пятигорске».

В её доме стоял неповторимый запах кабардинских яблок, которые привозили в плетёных корзинах её повзрослевшие воспитанники.

Фото из архива Берестневых

Со школой навсегда

Тем временем семья пополнилась ещё одним педагогом. Дочь Ольги Христофоровны, Луиза, окончила Ставропольский государственный пединститут иностранных языков. Одно время работала третьим секретарём Ставропольского горкома ВЛКСМ. С мужем-военным гарнизонов объездили немало. Первая школа – в Таллинне. Середина 1950-х, красивая русская учительница ведёт английский и французский. Старается, объясняет доходчиво, спрашивает строго… Школы в Германии и на Дальнем Востоке, в маленьком посёлке, где до Китая ближе, чем до родного Кавказа. Здесь, после возвращения домой, Луиза Александровна преподавала французский в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков.

«В 1990-м мама ушла на пенсию, но позже вернулась в вуз, где работала в кабинете французской литературы и документации до 2006-го года, – говорит Марина Борисовна. – Связь со школой у неё не прекращалась – она долгие годы руководила студенческой практикой. Какие секреты профессии передала мне мама? Специально ничего не было. Она научила меня работать и всего добиваться самой. Я видела, как она ведёт занятия со студентами, видела её принципиальность и в чём-то даже жёсткость. Переписываюсь в соцсетях с её учениками – они до сих пор помнят маму как строгого и справедливого педагога».

В две смены

В 1972-м Марина Берестнева поступила в ПГЛУ. Учёба, комсомол, активная сценическая жизнь – концерты, спектакли. На 4-м курсе, во время практики в школе, заявила маме: если не получится давать уроки, уйду из института. Получилось. «После первых своих самостоятельных уроков поняла: школа – это моё. И на всю жизнь».

Когда пошёл в школу сын, первые три года учиться ему пришлось в две смены. В первую – свои уроки, а потом ещё и мамины – у неё были выпускные классы. «Брала термос с едой, он обедал и устраивался ждать. Подрос, стал уже мне готовить обед.

Александр Берестнев окончил школу с серебряной медалью. Дальше пошёл учиться в ПГЛУ. На стажировке во Франции предлагали остаться, но он вернулся. Отслужил в армии и отправился работать в школу. Преподаёт иностранные языки, как бабушка и мама. Ещё в студенчестве увлёкся КВНом – был первокурсником, когда Семён Слепаков в сотоварищи собирал молодую вузовскую команду. С тех пор вот уже почти 15 лет пишет сценарии и занимается с юными кавээнщиками. И это тоже школа. Вместе с женой Александр Берестнев воспитывает дочь. Династия продолжится?...

Смотрите также: