У жительницы Грозного Мансуры Магоматхажиевой 117 кошек и котят. Количество питомцев постоянно меняется. Первые появились ещё во время чеченской войны, их женщина спасала от голода и взрывов. С хозяйкой частного приюта пообщался «АиФ-СК».
Сердце не выдержало взрывов
Мансура Магоматхажиева начала подбирать и выхаживать кошек в 1999 году, во время второй чеченской кампании.
«Очень многие уезжали из Грозного, мы не смогли. Моя мама – инвалид первой группы и дорога далась бы ей тяжело. Так и жили втроём: я, мама и моя 11-летняя дочь. В октябре электричества уже не было, топили в кухне буржуйкой, освещали свечами и керосиновой лампой. И к одному из немногих жилых домов стали стекаться кошки: брошенные хозяевами, сбежавшие во время взрывов, - вспоминает Мансура Магоматхажиева. – Тогда у нас жил только один кот, но мама попросила приютить и других животных, сказала, что спасём их и сами останемся живы».
Несмотря на то, что самим еды не хватало, женщины кормили бездомышей, выхаживали как могли.
«Я – преподаватель иностранных языков, никогда не интересовалась ветеринарией, найти информацию было негде. Действовали по наитию, хорошо, что в аптечке были «человеческие» лекарства, в том числе, антибиотики, они очень пригодились. Лечили раны, пищевые расстройства, промывали глаза, - продолжает Мансура. – Уже позже мой коллега, преподававший на ветеринарном отделении, рассказал, что и в каких пропорциях давать».
Женщина до сих пор помнит кошку, которую назвала Пегги из-за пегого окраса. Её подобрали 26 ноября 1999 года. Большинство её сородичей старались дом не покидать, а озорная и бойкая Пегги каждое утро приносила новым хозяевам по крысе. Чтобы кошка не ела свою добычу, которая могла быть инфицирована, Мансура сразу предлагала ей другую еду, и животное уловило причинно-следственную связь.
В начале 2000 года город бомбили особенно сильно. Менее чем за неделю несколько кошек умерли без видимых причин.
«Они так метались, никак не могла успокоить. Думаю, просто не выдержали, громкие звуки взрывов и людей доводили до сердечных приступов», - с грустью констатирует Мансура Магоматхажиева.
После войны женщина питомцев не бросила. Более того, ряды хвостатых постояльцев постоянно пополняются.
«Я помню каждого из них, за каждого переживаю. Иногда пройду мимо сидящего на улице одинокого котёнка, но через несколько метров возвращаюсь – не могу оставить», - говорит Мансура.
Подкидывают бездомышей и местные жители. На днях женщина нашла под дверью кошку с четырьмя детёнышами. А вскоре после этого ей привезли ещё и отощавшего раненого котика-подростка.
Счастливый билет
День Мансуры начинается в пять утра, она чистит лотки, осматривает питомцев, готовит им: кто-то ест сухой корм, кто-то – обычную еду.
Лечит и стерилизует подопечных в одной из местных клиник. Иногда приезжают ветеринары из Владикавказа. Как правило, к их приезду собирают сразу нескольких пушистых пациентов, живущих не только у Мансуры, но и других горожан. Медицинские процедуры женщина оплачивает кредитными средствами.
Любовь к братьям меньшим обходится недёшево, но хозяйку приюта это не останавливает. Кого-то ей удаётся пристроить, другие остаются жить у неё. Соседи не возражают.
Мансура признаётся, что не все понимают её желание помочь, но в последние годы людей, стремящихся поддержать, стало больше. Некоторые делают небольшие пожертвования, другие просто приносят угощения для питомцев. Мужчины нередко стесняются показывать доброе отношение, забирают кошек или поддерживают приют через жён, родственниц.
А вот глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров не постеснялся. Один из приютских котов теперь живёт у него.
«Сосед поехал работать в соседний район и рассказал, что там бродит слепой кот – он лишился глаз. Ухоженный, с ошейником. Явно когда-то был домашним. Оказалось, что родственники забрали к себе бабушку, а вот её любимого кота бросили. Я сразу попросила привезти бедолагу ко мне, чтобы он не стал жертвой собак, не попал под машину, - вспоминает Мансура. – Котик оказался обычным бело-серым, очень воспитанным и чистоплотным, сразу освоил лоток. Через некоторое время его забрали волонтёры нового приюта, куда на открытие приехал Кадыров. Он взял оттуда Дарира – так назвали кота - и ещё одну слепую собаку. Читала, что поселил животных в своей резиденции. До сих пор радуюсь, что хотя бы на старости лет коту выпал счастливый билет».