От ракет к водоводу. Ставрополец запатентовал пять тысяч изобретений

Сегодня защита патента для изобретателя обходится в среднем в 70 тысяч рублей. © / Виктор Шишкин / Из личного архива

Инженер и изобретатель, доктор технических наук, академик РАЕН Виктор Шишкин уверен, что сложно жить, ничего не придумывая, идеи просто витают в воздухе, а вот с их внедрением стало непросто.

   
   

«Все только говорят о том, что нужно изобретать что-то своё, а сами пользуются заграничным», - говорит ставрополец.

В команде Королёва

Виктор Шишкин карьеру начинал на предприятиях оборонной и космической промышленности.

«Одновременно учился и работал, - вспоминает Виктор Васильевич. – Дело было после войны, заводам нужны были кадры, никто не ждал, пока молодые люди получат образование». 

Школьником Шишкин пришёл на Ижевский механический машиностроительный завод, начал работать слесарем. Потом окончил вечернюю школу, отслужил в армии, вернулся на завод, и заочно окончил Ижевский механический институт по специальности «Производство летательных аппаратов». Стал инженером. Работал вместе с Михаилом Калашниковым - тем самым!

«Он и тогда уже был легендой. Но ни тени заносчивости. Совершенно не кичился своим изобретением, постоянно работал над усовершенствованием автоматического оружия, был очень прост и приветлив. Со всеми общался на равных, с уважением. Да, кстати, и должность занимал он не «звёздную», был всего лишь начальником группы инженеров, которая разрабатывала рабочие чертежи для серийного производства оружия. Но и спустя годы, когда стал генералом, не утратил своей простоты и человечности, - говорит ставрополец. - После Ижевского завода меня перевели в город Петропавловск в Казахстане. Там строили ракеты. И моим руководителем стал сам Сергей Королёв! Но я с ним практически не общался. Он был очень большим начальником и курировал ракетостроение сразу на нескольких заводах. Мы смотрели на него почти как на Бога, а он был настолько увлечён своей работой, что нас, простых инженеров, даже не замечал».

Построить трубопровод

По всей стране в то время строили крупнейшие в мире водоводы, создавали мелиоративные системы. Но трубопроводы быстро «зарастали». Из-за ржавчины, ила пропускная способность падала, вода еле текла. Гражданскому сектору экономики нужна была помощь военных инженеров. Шишкин оказался среди тех, кого перевели на гражданку.

   
   

«Для меня это тогда было шоком!  - вспоминает изобретатель. – Но в итоге я судьбе благодарен, что так всё вышло. Оказывается, мелиорация, трубопроводы – это так же важно, если не приоритетнее, чем космос и оружие, и это ничуть не проще! Построить надежный трубопровод - это почти так же престижно, как построить космический корабль. И именно на гражданке мои способности раскрылись! Работя в оборонном комплексе, я стал автором 10 изобретений. А вот на гражданке у меня они стали появляться одно за другим. С засорами и коррозией труб мы с коллегами справились быстро. Разработали кавитационное устройство для очистки трубопроводов. Кавитация – это когда в жидкости образуются пузырьки, которые сначала расширяются, потом схлопываются. А при кипении в таких пузырьках локально получаются очень высокие температуры – до 20 тысяч градусов, плюс давление – это всё разрывало трубы. Наше устройство, которое выглядит как ёлочка, вращалось внутри трубы и разбивало эти пузырьки. Тем самым спасали трубы от разрушения. Я стал заслуженным изобретателем Республики Казахстан. Подал документы на звание заслуженного изобретателя СССР, но ответа не дождался: страна развалилась».

Заработать на идеях

Всего за свою жизнь изобретатель получил более 5 тысяч патентов. Сколько их сейчас, точно уже и не помнит. 150 из них - дорогостоящие и значимые идеи, за которые в советское время Шишкину заплатили по 20 тысяч рублей за каждую. За авторскую идею платили 2% от прибыли, которую сулило изобретение.

«Но были и такие идеи, которые стоили всего 10 рублей, - продолжает Виктор Васильевич. – А были и совсем смешные случаи. Элементарные, казалось бы, вещи, а их никто не замечал. Я предложил перевозить легковые автомобили не на четырех колёсах, а на двух, укладывая их на бок. При таком вертикальном методе перевозки  на грузовую платформу помещалось в два раза больше машин. Советский автопром просчитал экономическую прибыль, и я получил 60 тысяч рублей! Сейчас жизнь изобретателя кардинально изменилась. Теперь мы должны платить за патент. В среднем защита идеи обходится  в 70 тысяч рублей. Это за оформление заявки, прохождение экспертизы, сам патент, а потом каждый год нужно платить пошлину за право его обладанием. Не заплатишь, патент становится недействительным, и твоей идеей могут уже бесплатно пользоваться все, кому захочется. Можно надеяться, что твою идею купят. Но сегодня желающих внедрять науку в производство маловато».

Смотрите также: