Без воздуха и витаминов. Ставропольцы не могут попасть на дачные участки

Дачные остановки опустели © / Из личного архива

В мае у садоводов и огородников начинается «высокий сезон»: нужно высаживать рассаду в открытый грунт, полоть сорняки, поливать грядки, защищать от ночных заморозков цветущие деревья. Но все эти планы перечеркнул режим всеобщей самоизоляции. В Ставрополе отменили пригородные автобусы и запретили перемещаться по городу без спецпропусков. Что думают об этом дачники, узнал «АиФ-СК».

   
   

За хлебом - на машине

Валентина Неведничая самоизолировалась на даче под Ставрополем ещё до начала пандемии.

«На даче хорошо, если там есть домик со всеми удобствами. Не то что сидеть в квартире, - говорит женщина. - Но полноценных домов здесь немного: у большинства времянки или вовсе строительные вагончики для хранения инструментов, так что соседей у меня мало. Пока ходили автобусы, на них можно было ездить в магазин на соседнем хуторе, чтобы купить хлеба, молока. Сейчас соседи с автомобилем выручают, спрашивают перед поездкой, не захватить ли продуктов».

Прежде в садовом товариществе Валентины Егоровны почти не было заброшенных дач, теперь же многие участки выглядят такими. Хозяева не приезжали с начала апреля - автобусы не ходят, а личный транспорт есть не у всех, да и без пропуска всё равно нельзя перемещаться.

«Период самоизоляции ударит по бюджету пенсионеров, которым не по карману фрукты и овощи в магазинах, - считает Валентина Неведничая. - Если огурцы и помидоры можно посадить в начале мая, то картошку, морковь, свеклу и лук надо было сажать в апреле, чтобы они успели вырасти. Дождя сейчас мало, земля везде сухая и потрескавшаяся. Нужно поливать клубнику, чтоб не погибла. Деревья тоже пора опрыскивать от вредителей. Кроме того, нужно провести собрание дачников, чтобы запланировать расходы на год, но и этого сделать нельзя: люди сидят по домам».

Больше чем кусок земли

Дача 78-летней ставропольчанки Юлии Ляликовой находится в 11 км от Ставрополя, недалеко от Кравцова озера и хутора Грушёвого. Там она выращивала груши, яблоки, черешню, малину и клубнику, сажала цветы и зелень. Теперь она не может попасть на свой участок. Больше, чем перспектива остаться без урожая, её печалит то, что нет возможности заниматься любимым делом. Ведь многих дачников, особенно познавших лишения «детей войны», огород не только кормит, но и поддерживает морально. До введения режима самоизоляции пенсионеры каждое утро спешили к дачной остановке с палочками, сумками, тележками, рюкзаками, делились рецептами и хитростями, обсуждали новости.

«Для нас дача - это свой маленький мир, свой кусочек планеты, где ты и архитектор, и дизайнер, и агроном, - рассказала Юлия Николаевна. -  В нашем возрасте не так много возможностей, и теперь у нас отняли одну из них: запретили ходить дальше магазина и аптеки, хотя, по-моему, проще заразиться там или даже в квартире с работающими домочадцами, чем на свежем воздухе. Не хочется ждать под замком старуху с косой, но пугают казачьи патрули и штрафы, сумма которых может быть больше пенсии».

   
   

До 15 апреля дачные автобусы ещё выезжали в рейсы. Но гораздо реже, чем до этого. Как рассказали представители одной из компаний-перевозчика, обслуживающей пригородные маршруты, когда ввели режим самоизоляции, вместо двух больших автобусов стали выпускать на линию один ПАЗ - настолько упал пассажиропоток: дачи не вошли в список мест, куда разрешено отправляться без спецпропуска.

А с 15 апреля администрация Ставрополя и вовсе отменила дачные рейсы. Теперь и водители, и транспорт простаивают без работы, а перевозчикам грозят финансовые проблемы.

«Мы можем выдать спецпропуск для поездки на дачу, если человек останется там до конца режима самоизоляции, но ездить туда и обратно каждый день нельзя, это слишком опасно, - рассказали в горадминистрации. - Мы не можем рисковать здоровьем пожилых людей, которое важнее урожая, поэтому временно отменили дачные автобусы. По этой же причине закрыли для посещения кладбища».